fbpx
Ваш рейтинг статьи:
[Total: 4 Average: 4.3]

Гора Белуха на Алтае — отчет и отзыв о восхождении на Белуху (4509)

Лого ontheedge.ru"/>
20 июля 2019Автор: ДмитрийРубрика: Отчеты о поездках

Какое-то время назад захотелось побывать в таком замечательном месте, как гора Белуха (Алтай) и вернувшись с восхождения, я решил чиркануть пару строк. Пишу для себя, чтобы как-то структурировать увиденное и прочувствованное, ну и для тех, кто хочет узнать больше о горе Белуха и восхождении на нее (в том числе и нашем).

Идея восхождения на Белуху родилась около полугода назад после разговора с Ростиславом из Climbing Brothers. Тогда он сказал, что моего опыта восхождения на Эльбрус с юга недостаточно, чтобы подняться на пик Ленина и предложил сходить на что-то посложнее Эля. Выбор пал на Белуху. Так, вкратце, родилась идея поехать на г Белуху и проект #ШатайАлтай2019

то, что видели своими глазами поднимаясь на Белуху

Я кинул клич по сообществу «На Грани», вот мы собрались, и едем на самую высокую вершину Алтайских гор — г. Белуха (4509 м).

До этого момента, я не был на Алтае и все, что я увидел в этой поездке и восхождении — было в моей жизни впервые. Еще никогда я не забирался так глубоко в Россию, а тут сразу — Сибирь. Перед поездкой я почти ничего не читал и не смотрел на тему Белухи и Алтайского края, чтобы не отвлекаться и не формировать себе восприятие. Такой подход имеет право на жизнь, когда вы идете на восхождение с более опытными гидами, а такие у нас в команде наличествовали.

О гидах еще поговорим ниже.

Сразу скажу, что когда я сел писать этот материал, я не совсем понимал о чем стоит рассказать. За те 16 дней, что наша команда провела в поездке, случилось столько событий и диалогов, что по-хорошему можно было сесть за небольшую книгу. Объем статьи для блога предполагает менее детальное внимание к фактам, поэтому, если у вас останутся вопросы после прочтения — милости прошу в комментарии, отвечу на интересующие моменты.

Автор статьи после спуска с Белухи

А пока начнем.

Краткое содержание статьи (кликабельно)

Гора Белуха Алтай — описание, характеристики, высота

фото двух вершин Белухи из лагеря на Томских стоянках (слева — Восточная, справа — Западная)

Гора Белуха (Трехглавая) — находится в республике Алтай, расположена в Усть-Коксинском районе, входит в горную систему Алтайских гор и принадлежит к массиву Катунский хребет. Белуха находится на границе 2х стран: России и Казахстана. Так как Белуха находится в зоне сейсмической активности, то в этом районе весьма часто случаются сходы лавин и камнепады. Говорят, что через несколько лет, вполне возможно, маршрута которым мы ходили на вершину -попросту не станет.

Появятся новые трещины, разломы и обрывы в тех местах, где мы прошли и путь исчезнет навсегда.

Гора Белуха высота (Три вершины)

• Белуха Восточная — высота 4509 метров над уровнем моря,
  • Белуха Западная — высота 4435 метров над уровнем моря,
  • Пик Делоне — высота 4260 метров над уровнем моря.

Гора Белуха горный Алтай — координаты на карте

• Широта — 49°48’26.7
  • Долгота — 86°34’53.5

Как доехать и как добраться до подножия Белухи

Наша экспедиция была представлена участниками из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы и Гонконга. Мы летели из своих городов через Москву, потом прилетали в Барнаул, и оттуда держали путь в поселок Тюнгур, который находится в 600 километрах от аэропорта Барнаула.

Аэрофлот, которым мы летели, в Шереметьево умудрился потерять наш багаж, и это подарило нам не самые яркие впечатления. Ведь если бы багаж не привезли в ночь перед выходом на маршрут, то все было бы совсем уж плохо. Кстати, Аэрофлот умудрился потерять багаж и на обратном пути, и мой рюкзак прибыл в Калининград только на вторые сутки после моего прилета.

Ниже я расскажу вкратце про маршрут, которым мы добирались до подножия Белухи.

Барнаул — поселок Тюнгур — Высотник-1 — Три Березы

От Барнаула до Тюнгура — 12 часов езды на микроавтобусе по трассе Чуйского тракта, которая после Усть-Кана становится совсем уж плохой. Яма на яме. Прибыв в поселок Тюнгур, мы остановились на базе «Высотник-1», которая является отправной точкой для людей, которые отправляются смотреть или восходить на Белуху. О «Высотнике» много разного понаписано в сети. Я скажу, что мне по-большей части все понравилось.

кафе по дороге на Тюнгур

знаменитый мост в Тюнгуре через реку Катунь

на турбазе Высотник-1

водные процедуры

Переночевав тут, мы кинули наши рюкзаки и тела на «Газ-66» (в простонародье Шишига) и отправились через перевалы, названия которых я уже не упомню, к стоянке «Три Березы». Этот путь занял у нас порядка 2х часов.

на Газе-66 через перевал по лесу к Трем Березам

Три Березы — Высотник-2

От «Трех Берез» нам нужно было пройти порядка 22 километров пешком с рюкзаками по 25-30 кг (мы несли с собой продукты, палатки, снаряжение, одежду) до базы «Высотник-2», которая расположена в 3х км от Аккемского озера. Шли мы сначала по лесу, потом вдоль русла реки Аккем, которая берет начало от одноименного озера.

вдоль реки Аккем

Переход в 22 км занял у нас 2 дня (туда). В конце первого дня, мы увидели Белуху своими глазами. Не скажу, что в этот момент меня сильно поразило увиденное. Я был занят вопросами похода и все мысли были о том, как допереть не самый маленький рюкзачок до стоянки.

вон там на горизонте — Белуха

Тропа, которой мы шли — отдельный разговор. Лес, камни, корни. Это не по асфальту в городе ходить. Когда мы шли на восхождение — мы были полны сил. На обратном пути, вниз, пошел дождь и этот путь превратился в грязный и мокрый ад) Я неоднократно поскальзывался, падал (несмотря на палки для трекинга) и как не сломал себе что-нибудь или не подвернул — до сих пор не понимаю.

вода ледяная в реке Аккем, но Виктору всё чудесно)

Придя на второй день похода на базу «Высотник-2», мы остановились на ночлег. Ночевали под крышей, в относительном тепле, что было очень кстати. Вообще, вопрос сохранения тепла в горных походах и треккингах — это одна из критически важных тем. Если ты мокрый-холодный, то силы оставят тебя очень быстро. Именно поэтому, надо постоянно следить за состоянием вещей, спальников, палаток и своевременно их сушить.

Высотник-2 — Томские стоянки

От второго Высотника, наш путь пролегал мимо Аккемского озера до Томских стоянок. И это был один из трех самых сложных дней (на мой взгляд) похода. Мы прошли за день около 17 км. Наш путь пролегал мимо погранзаставы на озере, мимо часовни Архангела Михаила, далее по огромным камням (курумник), потом по леднику и до самых стоянок. И почти все время надо было идти, набирая высоту.

выход к Аккемскому озеру

Самая сложная часть пути начинается сразу за озером. Идете с тяжелым рюкзаком по курумнику. Нет, вы не идете. Вы ползете, вы стелетесь, вы карабкаетесь, вы злитесь из-за этого каменного хаоса. Приходится постоянно быть внимательным, быть начеку и ловить баланс, чтобы не оступиться и не сорваться. При получении травмы в момент такого перехода, можно было бы сразу забыть про восхождение.

по курумнику наверх

говорят, это самая высокогорная часовня в мире — часовня Архангела Михаила

Наскакавшись вдоволь по курумнику, и посетив часовню Архангела Михаила, мы через какое-то время перешли на ледник и помимо камней, нам выпал шанс лицезреть огромные массы льда и снега, вперемежку с валунами. Помню, что в какой-то момент, я пошутил, что трек к Белухе — это возможность побывать сразу в нескольких мирах: мир зелени, каменный мир и царство льда и холода. Помню, как мы шли, а ледник все не кончался.

Ледник Аккем и наши ребята идут вверх

Это была поистине бесконечная дорога наверх, при не самой хорошей погоде. На путь от Аккемского озера до Томских стоянок у нас ушло около 9 часов времени. Устали аки псы.

Лера на леднике Аккем

Придя на Томские, нужно было разбить палатку, приготовить есть. Погода испортилась окончательно — дул пронизывающий ветер, капал дождь, температура упала до нуля. И это — лето летнее в горах.

фото лагеря «Томские стоянки»

Хотелось скинуть с себя мокрую одежду. Забраться в спальник. Уснуть. Что я и сделал, предварительно закинувшись парой таблеток антигрипина для профилактики ибо меня начинало знобить.

Снежно-ледовые занятия (СЛЗ)

На следующий день, нас ждали снежно ледовые занятия на соседнем леднике со смешным названием «Арбуз». Мы учились пользоваться ледорубами, зарубаться при срыве, ходить в кошках и в связках, дюльферить и жумарить.

вид на ледник Арбуз с Томских стоянок

Жумаринг — это техника подъема по отвесной стене с использованием специального устройства под названием «жумар». Жумар может подниматься вверх по веревке и не дает соскальзывать вниз.

А дюльферинг — это наоборот, процесс спуска вниз по крутым склонам. Во время него мы использовали нехитрую железяку под названием «восьмерка». Она стопорит веревку под действием силы трения, и не дает улететь вниз. Эта техника используется при спуске вниз по крутым склонам.

Для чего проводят СЛЗ? Ответ прост — чтобы выжить. Без знания техники на серьезных восхождениях делать нечего. Именно поэтому, еще до поездки на Белуху, мы отрабатывали эти элементы в Калининграде на скалодроме, и занимались СЛЗ еще на Эльбрусе в прошлом году. Поэтому говорит, что мы были полными «нулями», я бы не стал.

Томские стоянки — перевал Делоне — ледник Менсу

Панорамный вид на гору Белуха с Томских стоянок — по центру Белуха, слева темный — пик Делоне (обрезан), справа (над палаткой) — Белуха Западная

На следующий день, рано утром (04-00 утра, если не ошибаюсь) выходили к перевалу Делоне, чтобы поднявшись по нему, уйти к штурмовому лагерю на Большом Берельском Седле (ББС), откуда выходят на штурм Белухи.

Клуб «Веселая черепашка» подходит к перевалу Делоне

Вот тут и пригодились все навыки, полученные на СЛЗ. Перевал Делоне представляет собой набор высоты 250-300 метров с уклоном в 45-50 градусов на высоте около 3400 метров над уровнем моря. По нему ты поднимаешься с рюкзаком, используя обвязку (систему) и жумар. Встегиваешься в разные веревки и постепенно ползешь все выше и выше.

Как человек, который всегда боялся высоты, я предпочитал не смотреть назад, тк высота для меня была ну очень приличная. Главное, было сосредоточится на задаче «здесь и сейчас» и просто делать свою работу. Отсюда малое количество кадров фото и видео с этого подъема.

Вот что видят люди, поднимаясь по Перевалу Делоне и оглядываясь назад

Два часа мы ползли наверх. Когда забрались, перед нами открылась заснеженная красивейшая долина ледника Менсу, через которую пролегал наш дальнейший путь. Это невероятно. Я вспоминаю, а у меня мурашки по коже. Бесконечные снежные поля, слева и справа — горные пики, а центру — узенькая тропка по которой нам предстояло пройти. Стояла безветренная погода, солнце жарило на сковородке так, что снег под ногами таял.

Когда мы шли по снегу в связке, я начал проваливаться и с трудом шел вперед по колено в снегу.

Вид на ледник Менсу с перевала Делоне

неплохая 3d графика показывающая, где мы шли. Взято из открытых источников.

Это был нелегкий путь для меня. Идти в связке по глубокому снегу — то еще удовольствие. Мы шли над провалами, и нас мучила жажда. Вода тех мест, добытая из снега, не богата минералами и солями. Это почти дистиллят. Даже изотоники не особо помогают. Ты пьешь, чувство жажды покидает тебя на 5 минут, потом возвращается снова. Жарко. Солнечный свет, отраженный от снега и льда — слепит, и только очки спасают. Без очков тут быстро ослепнешь и потеряешь зрение.

Все эти воспоминания сейчас мне представляются хаотичными, и трудность маршрута постепенно забывается.

Помню, что когда мы прошли плато под названием «Сковородка», нас ждал спуск вниз. Мы сбросили высоту, чтобы потом снова начать подниматься наверх по перевалу к штурмовому лагерю. Тогда я уже почти выдохся, и единственное, что мне помогло  — это скинуть с себя вещи, остаться в термобелье (было очень жарко) и пойти по нехитрой схеме.

Я шел, делая 10-15 шагов, чередуя их с остановками на подышать. 5 вдохов-выдохов и снова вперед. Дышалось достаточно тяжело, тк высота уже была больше 3000 метров над уровнем моря.

переход по леднику Менсу к штурмовому лагерю. Как раз перед сбросом высоты.

Вообще, в эту поездку, у меня наблюдались какие-то странности с физической формой. Я вроде готовился, бегал, ходил, занимался — но все равно, было тяжелее, чем я рассчитывал изначально. У меня нет ответа, почему так получилось, честно.

Так или иначе, мы дошли до вожделенного лагеря на Большом Берельском Седле. Дошли и упали. Я расстелил коврик-пенку и просто улегся на снегу, потому что сил, чтобы сразу ставить палатку, у меня просто не было. Они появились позже, после еды, которую приготовили наши ребята, из дежуривших в тот день.

дошли до штурмового лагеря и упали

Поставив палатку, мы стали готовится к восхождению. О нем мы еще, конечно же, поговорим. А пока время сделать паузу, и рассказать вот о чем.

Погода на Белухе летом в июне-июле

Погода на Большом Берельском Седле в день, когда мы туда пришли

Если меня спросят про климат на Белухе летом, то я отвечу коротко — суровый. За то время, что мы там были — видели почти все. Жара и солнце, дождь и ветер, снег и град, переменная облачность и сильные ветра. Все очень быстро меняется и быть уверенным в том, что через час погода будет такой же — я бы не стал.

Оттого и приходится иметь с собой несколько комплектов одежды — от легкой водонепроницаемой мембранной куртки до теплого и тяжелого пуховика. И быть готовым постоянно переодеваться.

Когда мы взошли на вершину Белухи, там дул очень мощный ветер, но холодно особо не было. Температура около нуля и светит солнце. Когда спустились обратно в штурмовой, ночью был шторм с дождем, который грозился унести палатки нахрен с седла и все вокруг было в тумане. Когда шли туда, светило солнце и ветра не было от слова «совсем». Это горы, тут все меняется моментально и нужно быть готовым ко всему. Актуальный прогноз имеет смысл смотреть лишь на сутки вперед.

В целом, температура во время нашего восхождения (за все время) колебалась от -5С до +20С. Парциальное давление с набором высоты падало, и возможно это стало причиной того, что я пару раз ловил приступы горной болезни.

Первый раз — во время подъема по перевалу Делоне, второй — непосредственно во время штурма вершины. Оба раза было ощущение, как будто дрель вкручивают в правый висок. Я думаю, что еще дешево отделался, тк у наших ребят приступы были и похуже. В целом, горняшка меня щадит уже во второй раз. На Эльбрусе тоже почти не было проблем, кроме сюрпризов желудка, когда я шатал горы в районе Чегета.

Давление на вершине Белухи в два раза ниже нормы — я это узнал уже по возвращению домой.

Фото и видео Белухи

В этот раз, понимая, что меня ждет нелегкое (во всех смыслах) восхождение, я не стал брать с собой свою беззеркалку FujiFilm xt-10 и она осталась дома. Снимал исключительно на смартфон Huawei p20lite. Хуавей выживает уже во втором горном походе. Все фото и видео Белухи сделаны мною на этот смартфон, который будучи усилен специальным защитным чехлом, ездит в горы со мной.

Так как до поездки я так и не решил вопрос с солнечной батарейкой, было принято решение взять павербанк на 20000 мАч. Снимал на Хуавей в авиарежиме и тратил около 35% заряда батареи в день. Мне хватило, чтобы проводить фото и видеосъемку без фанатизма. Ночью телефон и павербанк были со мной в спальном мешке. Телефон на ночь полностью выключался.

Хорошо тебе отдохнуть на Белухе, говорили они…

Кстати, у одного из участников, Андрея, был с собой павербанк и солнечная батарея Goal Zero — по отзывам очень крутая штука, работает в горах как надо, накапливает заряд и заряжает все устройства как надо. Из минусов — высокая цена.

Кое-что из моих фотографий, а также фоточек наших участников вы можете увидеть в этой статье, равно как и видео блог о восхождении на Белуху.

Видео 1 — Из Калининграда на Алтай

Видео 2 — Миры Алтая

Видео 3 — Гора Белуха: восхождение на вершину Алтая

Видео 4 — Отзывы о восхождении на Белуху

Интересные факты про Белуху

В сети достаточно много всякого пишут про Белуху. Например то, что первое восхождение на эту гору было осуществлено в 1914 году, братьями Троновыми, Аркадием и Борисом. Но на мой взгляд, внимания заслуживают вот эти, тем более, что про них мы слышали рассказы прямо на месте от наших гидов и обсуждали с ними эти факты.

Месснер на Белухе

В 1996 году известнейший альпинист мира, Райнхольд Месснер не взошел на Белуху. Не дойдя каких-то 100 метров, он развернулся и пошел прочь, прекратив восхождение. Официальная версия — непогода, неофициальная — женщина. Месснер был с женой на Алтае, собирал материал для своей книги «Holy Montains» и снимал части для документального фильма про горы в этом регионе. Было принято решение взойти на вершину вместе с женой, и операторами, но погода распорядилась иначе. А может и не погода вовсе, кто уж теперь скажет)

На лыжах и параплане с Белухи

В 2000 году (20 июля) с Восточной Белухи был совершен полет на параплане, Игорем Левкиным и Иваном Усановым. А в 2003 году экстремальный спуск по Аккемской стене (это пипец) совершил Дмитрий Щитов. Чтобы спуститься, сначала надо туда всё барахло затащить, если что)

Мистика и эзотерика

Вершина Белухи практически равноудалена от Северно-Ледовитого, Индийского и Тихого океанов. Считается, что тут находится центр Евразийского материка, и где-то тут спрятан вход в Шамбалу и Беловодье. Фанаты Рериха и Блаватской ищут вход в эти мистические чертоги и никак не могут найти. Наверное, недостаточно просветлены.

Восхождение на Белуху

Но вернемся к рассказу про наше восхождение. Как вы помните, мы добрались до Большого Берельского Седла и штурмового лагеря расположенного там же. Думаю, с этого момента стоит рассказать поподробнее, тк именно штурм представляет интерес для большинства читающих эти строки.

штурмовой лагерь на Белухе, отсюда идут на вершину Алтая и Сибири

Но прежде чем идти вперед, во всех смыслах, хочу пару слов сказать о гидах-инструкторах нашей экспедиции. Причем, я специально не буду перечислять регалии, а просто напишу свое субъективное мнение об этих людях, как они мне запомнились в этом восхождении. Это стоит сделать хотя бы потому, что вместе с этими инструкторами наша группа поднялась в полном составе на вершину, что бывает нечасто.

наша группа перед стартом из «Высотника-2»

12 участников и три гида начинали подъем, поднялись, и спустились целыми и невредимыми.

Гиды

• Василий Емельянцев (Climbing Brothers)Вася — замечательный человек. Очень сильно похож на одного моего калининградского знакомого, по общению и выражению лица. Любит рассказывать анекдоты (Чуть помедленнее.. — навсегда в моем сердце), собран, внимателен к деталям, обладает какой-то нечеловеческой выдержкой и терпением по отношением к людям. Позитив и ответственность, вот главная черта Василия, на мой взгляд.
  • Андрей Некрасов (Высотник)с Андреем мы общались не очень много, тк он в основном ходил впереди с самыми быстрыми нашими ребятами. Главный стратег нашего восхождения, много лет ходит в горах Алтая, знает все места и обладает какой-то нечеловеческой выносливостью судя по всему. На данный момент, это самый серьезный гид из всех, с кем мне доводилось ходить в горах.
  • Роман Ковалев (Высотник) Рома почти всегда был где-то рядом. Мы постоянно ходили с ним в связке. Роман — большой любитель приключений, лазит по горам и пещерам, учится в аспирантуре, внешне очень спокоен и доброжелателен, но когда группе грозит опасность переходит на русский матерный и начинает ругаться непечатными словами. В целом, классный и общительный парень, особенно, если задавать ему правильные вопросы.

При прибытии в Высотник, все управление (стратегическое) восхождением ушло в руки Андрея Некрасова. Тактикой же продолжил заниматься Василий Емельянцев. И это было единственно верное и правильное решение, потому что у Некрасова многолетний опыт «шатания» по окрестностям Белухи и понимание, как лучше и эффективнее делать восхождение успешным.

Например, в ночь восхождения нас разделили на 3 группы: быстрая, средняя и медленная. В каждой связке 4 человека + 1 инструктор. Группы выходили в разное время, начиная с 01-00 с перерывом в полчаса. И это было сделано весьма кстати, потому что подошли мы к вершине примерно в одно время.

Я попал в среднюю группу, и точно помню, что мне очень хотелось спать во время восхождения, особенно в первой части пути. Я хотел спать, потому что ложась в 20-00 вечера, я не мог уснуть — в лагере было шумно. Да еще была наша очередь дежурить, что подразумевало более ранний подъем, чем остальные участники группы. Всех надо было накормить и натопить воды в термосы.

Сложность маршрута к вершине

Говоря про сложность маршрута, скажу, что мы шли по-классике, 3А. Есть еще маршрут сложности 3Б по гребню, но я не совсем представляю, как это можно сделать. Есть еще маршруты на четверку — 4А и 4Б, которые идут по Аккемской стене, глядя на которую смотришь и говоришь «Не в этот раз, не в этот раз».

Как я уже сказал, мы выходили ночью, и светя перед собой фонариками на снег, мало понимали, что происходит вокруг нас. Вокруг была темень, и луч света терялся в этой тьме. Позже выяснилось, что это было даже лучше, чем если бы мы шли и видели, КУДА мы идем и ГДЕ мы проходим.

Когда начало светать, и первые лучи солнца осветили пройденный маршрут, мне стало несколько дурновато (вы же помните, что я боюсь высоты, да?). Обрывы и пропасти — это самое «лайтовое», что я могу сказать, вспоминая эти утренние пейзажи. А еще были  крутые, покрытые льдом и снегом склоны, а еще…

Словом, было страшно. Но самый страх был впереди.

по дороге наверх

Когда рассвело, мы подошли к первой, почти отвесной стене, где были провешены веревки-перила. Дул крепкий ветер. Высота стены — метров 50. Надо залезть наверх, причем сделать это максимально быстро и уйти в сторону. Над стеной нависает ледник, который может обвалиться и никто не знает, когда ему это захочется сделать. Сейчас, завтра или через 100 лет. Поэтому, мы ползем наверх прямо сейчас. По пути наверх замечаю, что новенькая флисовая перчатка разошлась по шву и правая рука очень быстро дубеет и перестает нормально работать с жумаром.

Кое-как добрался до верха, смотря исключительно перед собой и вбиваясь кошками в ледовую стену. Наверху достал варежки-верхонки, чтобы одеть и согреть руки, но даже не смог их развязать — руки не слушались. Поднявшийся следом гид соседней группы, помог мне справится с узлом, за что ему спасибо. Мы пошли дальше, но это был далеко не конец.

Перед решительным рывком

Мы шли все выше. Проходили ледовые стены, перепрыгивали через трещины у которых не было дна, шли по ледяным мостам над пропастям, и все это под завывание ветра и восхитительные горные виды. И над всем этим безобразием вставало красно-желтое солнце.

горизонт завален от страха

Помню, как в один момент, я увидел красивейшую стену с сотнями сосулек самых разных форм. Утренний свет преломлялся в них, образуя фантастические узоры. Я был бы рад сфотографировать эту невиданную красоту, которой я никогда не видел (и вряд ли еще когда увижу), но место было опасное, мы шли не останавливаясь, и у меня просто не было права тормозить нашу связку, подвергая опасности жизни пятерых человек, ради одного кадра.

К тому времени, мы уже был на высоте более 4000 метров над уровнем моря. В случае чего, вряд ли бы сюда прилетел вертолет. К слову — вызвать вертолет в район Томских стоянок стоит порядка 80 тысяч рублей, и на обратном пути он понадобился одному из наших участников, Игорю, который стер ноги в кровь. Вертушка забрала его и Тони (Гонконг) прямо с Томских, куда они доковыляли со штурмового лагеря и доставила за полчаса до базы Высотник-1.

вот к этому леднику мы и забирались по веревкам

Общее время, которое мы потратили, чтобы взойти на вершину, составило около 6.5 часов. Перед самой вершиной нас ждала еще одна крутая стенка, которую пришлось преодолевать с помощью жумаринга. Это было не восхождение, а возлезание с жумаром в одной и ледорубом в другой руке.

Помню, что когда лез наверх, в конец обессилел. До конца веревки оставалось каких-то 5 метров, а у меня села батарейка. Я дышу, но кислорода не хватает. Наш инструктор, Роман, смотрит на меня, и ничего не говорит. Слова тут лишние, все всё понимают. Минуты 2-3 прихожу в себя, находясь в считанных метрах от вершины. Помню, взяла меня какая-то злость. Думаю — «хули перся всю дорогу, проделал весь этот путь, чтобы просто встать в пяти метрах? Ааа, сука, давай лезь…»

И под эти жизнеутверждающие мантры я залез.

На вершине Белухи (4509 м)

Помню, всё как во сне. Инструкторы сказали, что у нас крайне мало времени, погода может испортится, и мы тут ненадолго. Да и ветер не располагал к медитативному сидению на вершине Белухи. По сути вершина — это несколько возвышений, соединенных между собой небольшим плато. Ходить по краям инструктора запретили, тк были срывы и смерти людей. На вершине Белухи есть геодезическая тренога, памятная доска о погибших и … колокольчик.

Отсюда открываются какие-то сумасшедшие виды. Видны даже горы Монголии. Все как на ладони. И какой-то диссонанс от того, что снизу это место представляется не так, каким оно выглядит, когда стоишь на самом верху.

флаг проекта «На Грани» на вершине Белухи (4509)

Сделав несколько кадров, мы развернулись и пошли обратно. Испытал ли я какую-то эйфорию по случаю восхождения на Белуху? Нет. Я до сих пор не испытываю никаких супер ощущений от этого. Никакого безудержного счастья, вселенской любви или сакрального просветления. Белуха — это вообще не об этом было. Скорее, она показала, что такое настоящие горы.

Ну и скажу, что на обратном пути (а мы помним, что нужно не только взойти, но еще и спустится, да?), я умудрился сорваться и покатиться по длинному склону. Пришлось экстренно вспоминать все, чему учили на СЛЗ — и зарубаться по-настоящему и еще орать «Срыв!». Благо, что склон не заканчивался пропастью. Было бы вообще адово улететь в пропасть на обратном пути. А так, все обошлось, еще и посмеялись нашей пятеркой над этим случаем.

Сравнение Белухи и Эльбруса

По сравнению с Белухой, прошлогодний Эльбрус кажется детской прогулкой и какой-то демо-версией гор. 1Б Эльбруса против 3А Белухи на проверку оказались серьезным испытанием. На Эльбрусе ты поднялся на канатке, и иди от «бочек» наверх пешком. Или едь на ратраке, чтобы еще легче было. Даже никакого оборудования не нужно. На Белухе же, к горе надо подходить в полной загрузке около 3-5 дней (хотя есть варианты облегчить, но это было не про нас), таща на себе всю снарягу.

На Эльбрусе косая полка — одна. На Белухе, пока идешь, пройдешь таких участков штук 8-10 и увидишь такие, каких на Эле не видел. В конце концов, на Белухе придется карабкаться по стенкам наверх, а на Эле таких участков просто нет. Если хотите, Эльбрус — это попса, а Белуха — рок)))

спуск с Белухи

Не зря нас напутствовал директор «Высотника» словами «Хорошо вам поработать!». Смысл этой фразы я понял лишь тогда, когда возвращался обратно, грязный, потный, немытый после нескольких дней. Это была именно работа, а не отдых, как думал кто-то из знакомых, провожая меня на мою вторую серьезную гору.

В «защиту» Эля могу сказать, что Эльбрус — это хорошая проверка высотой. Вы можете посмотреть на Эльбрусе, как ваш организм будет реагировать на высоту больше 5000 метров. Как сказал наш гид, Василий Емельянцев, восходивший на пик Ленина, высота — это то, что перечеркивает в горах абсолютно все: технику, подготовку, физ состояние и тд. Вы можете идти, но высота вас остановит в какой-то момент и дальше не пустит. А Белуха — это больше про технические восхождения.

Снаряжение и подготовка

Выше я уже писал про часть снаряжения, которое мы использовали в нашем восхождении. В прошлогодней статье про снаряжение «что нужно для восхождения на Эльбрус«, я давал полный список снаряги. В этом году в этом списке были небольшие изменения:

1. Добавили каску (потому что сверху очень часто прилетал то лед, то камушки)
  2. Убрали штурмовой рюкзак. На штурм ходили с рюкзаком на 80 литров. Он, кстати, греет спину))
  3. Зажигалка появилась, чтобы поджигать газ в горелках или разводить костер.

В принципе, вот и все различия. По экипу особых различий нет. Если вы ходили на Эльбрус в одном экипе, то он вполне подойдет для горного восхождения на Белуху.

фото, успевшее стать культовым)

Если говорить про программу подготовки, то все мои занятия шли три с половиной месяца. Если нужна программа — чирканите в комменты.

Понимая, что нас ждут суровые физ испытания, я ходил с рюкзаком с дополнительным весом, и качал выносливость, занимаясь бегом. Знаю, что среди участников были люди, которые почти не занимались. Не могу однозначно утверждать, что программа подготовки помогла мне взойти, но я не могу утверждать обратного. Чтобы оценить эффективность, нужно как минимум, повторить этот же поход через год без нее и сравнить результат и самочувствие.

Но однозначно могу сказать, что в этот раз было непросто. Иногда я шел очень тяжело, иногда не хватало воздуха и я не мог продышаться, иногда болели мышцы на ногах, и казалось, что конец вот-вот наступит, и я больше вообще никуда не пойду.

Но я дошел, и вернулся обратно. Вот и все.

Восхождение на Белуху самостоятельно — возможно ли?

Думаю, что да. Для этого нужно быть либо профи, либо дурачком, которому нечего терять.

Я бы не стал идти на Белуху самостоятельно. Обычно люди делают что-то самостоятельно по нескольким причинам. Думаю, что главная — это желание сэкономить денег. Я считаю, что выгода в виде сэкономленной резаной бумаги (читай — денег) не стоит жизни. Восхождение на Белуху — опасно для жизни, и я убедился в этом на собственном опыте, посмотрев на все сложности пути. Даже имея опыт восхождения в составе группы, я бы не решился идти туда в одиночку и рисковать собственной жизнью, зная маршрут. Это того не стоит.

Возможно, у читающих эти строки свое мнение. Что ж — это ваша жизнь, и вы вольны распоряжаться ею, как угодно. Провалившись в трещину, и понимая, что помощи ждать не откуда, вы вряд ли вспомните мою статью. Но просто перед тем, как туда идти самостоятельно — не поленитесь, погуглите сколько человек погибло при восхождении на Белуху и из-за чего это с ними случилось.

Короч, видя все плюсы и минусы, уже после восхождения, и принимая во внимание все риски — я бы не стал самостоятельно подниматься на Белуху. Точка.

Сколько стоит взойти на Белуху: цена, стоимость и тд

В интернете достаточно много всяких предложений по поводу восхождения на Белуху. У нас экспедиция стоила 56 000 (без скидок), сюда не входила стоимость авиабилетов в /из Барнаула, а также аренда недостающего личного снаряжения, но входили всякие приятные мелочи типа бань, подарочков, страховок и тд.

В доп расходы участников упали ночь в Барнауле (мы вернулись раньше на 1 день, чем было запланировано), карманные расходы, проживание в Высотниках под крышей, питание там же в столовках (500-600 рублей за прием пищи).

Словом, расходов на соточку набежало.

Когда набежали расходы, но ты не унываешь

Еще 500 рублей, кстати, стоили грамоты и значки о восхождении на Белуху, которые делают на том же Высотнике-1. Оформили сертификаты с ошибками, гидов указали не всех. Печальная печаль, особенно если учесть, что после указания ошибок исправлять они их не захотели. Спорить по этому поводу никакого желания не было — на обратном пути в Тюнгур я подхватил простуду, топая пешком по дождливому лесу. Не до споров было.

сертификат и значок номерной

Трекинг обратно от базы «Высотник-2» возле Аккемского озера до базы «Высотник-1» (Тюнгур) занял почетное третье место в моем списке самых тяжелых дней этой экспедиции.

(Внимательный читатель, думаю, понял какие два других дня находятся в этом топе).

Мы прошли за один день путь в 22 километра, который «туда» занял у нас два дня. Почти постоянно лил дождь, и несмотря на дождевики, мы изрядно промокли. Тропа в лесу раскисла, пришлось месить грязь, перемещаясь по камням, корням и глине. В итоге, прибыв на стоянку «Три березы» и проехав в кузове постоянно глохнувшей «шишиги», я словил какую-то простуду и слегка приболел. Но не будем об этом, уже все в порядке.

Максимальное упрощение (вместо заключения)

Конечно, за бортом моего повествования оказалось множество вещей, событий, фактов и осознаний.  У каждого из нас было более чем достаточно времени, чтобы подумать о себе (в частности), и о жизни (в целом).

Граф Берельский в собственном имении

Вертолет, который забирал 2х наших участников с Томских стоянок

• Травма моего колена.
  • Идея о том, что город портит людей.
  • Гибель под лавинами в горах — это зачастую случайность, которая происходит независимо от чьей-то воли.
  • Лучше планировать на короткую, чем держать в голове детали всей дистанции. Это выносит мозг и делает путь неподъемным.
  • Наше с Игорем путешествие в Усть-Коксу в больничку.
  • Рафтинг в Тюнгуре и запрещенная на Алтае организация Аил.
  • Странная схожесть коренных алтайцев с жителями Монголии, которая находится тут под боком.
  • Невыносимые размеры Алтайского края и понимание того, что мы видели 0.5% красот, за которыми люди ездят сюда всю жизнь, и каждый раз открывают что-то новое для себя.
  • Дружеская атмосфера в нашем коллективе, и понимание того, что с кем-то хочется ездить дальше, а с кем-то не очень.
  • Бесконечные вопросы по приезду «А какая гора будет следующей?», и понимание, что подавляющему большинству окружающих вообще не понятно, чем ты там занимался и для чего туда ходил.
  • И многое-многое другое…

Горы — это одновременно сложный и простой мир, по возвращению из которого, тебя накрывает какая-то непонятная грусть, вперемежку с печалью. Осознание того, что там было все просто и понятно, была цель и надо было просто дойти до того перевала, и больше ничего, что могло бы помешать на этом пути. Все зависело только от тебя, нескольких идущих рядом с тобой людей, и все было кристально чисто и предельно ясно.

А теперь, после возвращения в город, ты сидишь и думаешь о том, что неизвестные тебе люди придумали кучу сложных игр, включили тебя в эти игры (даже не спросив), правила устанавливаешь не ты — и сказали «давай, играй». А тебе нахрен все это не впилось, потому что ты уже видел самую простую и понятную игру. И ты знаешь, что это максимальное упрощение через какое-то время снова позовет тебя к себе, познавать самого себя.

Если вы дочитали до этого места и нашли для себя эту статью интересной / полезной / огненной или просто близкой к сердцу — поделитесь ею в своей любимой социальной сети. Киньте ссылку людям, пусть почитают. Это будет самой главной благодарностью для меня, как автора.

Если соберетесь куда-нибудь с Climbing Brothers — чирканите мне в личку, расскажу как получить скидку. Есть тут у меня одна инсайдерская информация, как сэкономить немного денег.

У меня на этом всё. Вопросы / предложения — в комментарии, либо в личку. Если захотите с нами в горы, подписывайтесь на рассылку в вк, где приходят всякие анонсы про это дело.

Текст — алтайский Дмитрий Пелин (с) приключенческий проект «На Грани»

Фото — автор и участники экспедиции #ШатайАлтай2019

В 2021 году я вновь побывал на восхождении. На этот раз поднимались на гору Казбек. Отзыв можно прочитать по ссылке.

Комментарии к записи "Гора Белуха на Алтае — отчет и отзыв о восхождении на Белуху (4509)" 7 комментариев
  1. Сергей :

Во время чтения статьи у меня в голове неоднократно появлялось слово «Охренеть!»))

• Дмитрий :

Это слово и ряд других появлялись у меня в голове на восхождении))

2. Андрей :

Добрый день. Отличное описание. Был на вершине 22.07.2019 в 09.04. Автор очень точно передал ощущения. Спасибо за статью.

• Дмитрий :

Андрей, спасибо) Рад, что статья понравилась)
      С Горой Вас однозначно поздравляю!
      Вы шли тем же маршрутом?

3. Камиль :

Великолепный по содержанию и языку отчёт. А главное — очень полезный для тех кто мечтает взойти на Белуху. В 2020 мне будет 70 лет. Попробую…

• Дмитрий :

Камиль, спасибо за теплые слова) судя по тому, во сколько лет люди ходят на Эверест — у Вас все еще впереди. Дерзайте и пусть все получится)

4. NataliyaBureninaTravel.ru :

Ух ты! От фотографий и рассказа аж дух захватывает! Супер-восхождение ))) Я путешествовала по Алтаю, но Белуху видела только издали. Приятно было еще раз взглянуть на любимые алтайские пейзажи — уж очень фото хорошие у вас, передают динамику и вас порыв и задор)))

Насчет Алтая вы правы — очень он нереально огромен и прекрасен.

Так много пишут о горах, как человек там проявляется, преодолевая трудности, и познает себя. Но вот у вас впервые встретила мысль, что при восхождении остается одна простая задача — дойти, все становится ясно и понятно, «максимальное упрощение», которое обязательно опять позовет. Это в нас говорят наши первобытные предки, у которых все было просто и понятно — сейчас надо дойти или добежать, сейчас надо убить этого зверя, а сейчас надо убежать, чтобы зверь не убил тебя. Наш мозг — продукт миллионов лет эволюции, и все эти миллионы лет прошли в режиме «максимального упрощения» или близко к нему. Поэтому наверное для мозга этот режим — настоящий отдых и естественное состояние.