Ваш рейтинг статьи:
[Total: 1 Average: 4]

Отзыв о книге Антона Вершовского «Стрит-фотография: открытие плоскости»

Лого ontheedge.ru"/>
20 августа 2017Автор: ДмитрийРубрика: Пища Для Ума

Всем привет! Недавно мне в руки попала заказанная в интернет-магазине книг «Лабиринт» работа Антона Вершовского «Стрит-фотография: Открытие плоскости». О ней хотелось бы сегодня немного поговорить. В данной статье поделюсь своим отзывом и несколькими мыслями по поводу данной книги. Хочется отметить, что мой отзыв — это не рецензия. Чтобы рецензировать книги по фотографии, на мой взгляд, надо быть ого-го, а я так, фотографирую каких-то пару лет.

Надеюсь, мой отзыв будет полезен тем читателям, который так же как и я интересуются фотографией, ищут хорошие книги, самостоятельно изучают и испытывают потребность в действительно хорошей литературе. Кстати, я как человек, который периодически читает книги по фотографии (в том числе), заметил, что действительно стоящих изданий русских авторов, особенно в наше время, практически — нет.

Возможно, это связано с тем, что фотография не является исконно русским видом искусства. Мы тут гости, и все что нам остается делать (в глобальном масштабе) — это учиться у великих мастеров, перенимать их опыт, создавать что-то свое и только переосмыслив полученные результаты, пытаться писать действительно сильные книги, а не копировать существующие первоисточники.

Послушайте, я когда прихожу в книжный и беру в руки книги, посвященные фотографии, то как правило вижу одни и те же рекомендации и одни и те же советы, и размусоливание одних и тех же прописных истин, касающихся технической стороны вопроса. По сути, все искусство сводится к набору каких-то заученных штампов, так что ли? Но разве это можно называть творчеством? По-моему, творчество не знает границ и правил. На мой взгляд, гораздо полезнее — учиться думать как фотографировать.

Книга Вершовского об уличной фотографии — отзыв

Именно о том, как работать своим мозгом в первую очередь, посвящена книга Антона Вершовского. Там не будет ни одного совета о технике работы камеры (диафрагма, исо, скорость срабатывания затвора). И в этом смысле, она явно не для новичков. Но новичкам в фотографии я ее порекомендовал бы прочитать одной из первых. Почему? Да все предельно просто. Если вы начинаете свое изучение фотографии с изучения только технических основ (ключевое слово — только), то все придет к тому, что вы превратитесь в ремесленника.

А кто такой ремесленник? Человек, который по заранее созданным нормам и правилам выпускает серийную продукцию, востребованную рынком. Да, можно научится фотографировать красиво, но вряд ли это будет творчество, вряд ли это будет художественная фотография. Антон Вершовский в рамках книги «Стрит — фотография: открытие плоскости», рассматривает фотоаппарат прежде всего как инструмент, способный выразить на фотографии мысль автора, его вдохновение. Подобно тому, как кисти и краски могут служить как для типового рисунка, так и для создания шедевра на века.

Фото — Йозеф Куделка

Поэтому, хотите стать творцом? Думайте, как творец. Именно об этом книга Вершовского. В книге не будет всяких странных советов из серии «не одевайте яркое и светлое, когда фотографируете стрит». Это все советы из личного опыта отдельных фотографов, которые легко разбиваются о другой личный опыт фотографов носящих это самое яркое и светлое, и успешно работающих в жанре уличной фотографии. Книга о другом — о том,

как думать, когда ты фотографируешь стрит и художку

Понятное дело, что залезть в голову великих никому из людей еще не удавалось (разве что патологоанатому — юморю понемножку, да), но попробовать разобраться почему появились те или иные фотографии — мы можем. В книге есть замечательные разборы фотографий великого Анри Картье Брессона, читая которые, я честно говоря расстроился.

Причина проста — такое ощущение, что тебе начинают объяснять, что у Анри Картье в голове был суперкомпьютер, которым он проектировал в голове картинки еще до того, как нажать кнопку затвора. Читая, ты понимаешь, что у тебя в лучшем случае между ушей — калькулятор. Вот и попробуй там на нем что-то сделать. Так, банальное — увидел на улице, нажал кнопку, потом дома, разбирая фото в Лайтруме, понял, что вообще не так надо было фотографировать!

Но с другой стороны, во время чтения приходят новые идеи — и это одно из свойств хорошей литературы. Не мотивировать, а вдохновлять. У тебя появляются какие-то свои мысли, которые хочется воплотить в реальность. Тебе хочется на следующий день (а читаю я обычно вечером) взять камеру и пойти проверять, как же можно запихнуть в плоскость рамки кадра все эти бесчисленные переменные (свет, тень, контраст, формы, идеи и эмоции) и в итоге попробовать построить какую-то уникальную композицию.

Фото — Трент Парк

А стрит — он динамичен. Ты на улице, тут все меняется в мгновение ока. Ты не крикнешь вон тому носатому — «Эй ты! Ну ка еще разок пройди мимо витрины, ты и Арлекин на плакате в магазине — отлично сочетаетесь!». Все слишком быстро, все слишком скоротечно. И ты выходишь, у тебя есть желание пофотографировать и флешка на 300 кадров, из которых, в лучшем случае наберется 5-6 неплохих, и может быть, один — хороший.

В итоге, прочитав внимательно книгу, читатель получит возможность скачать новую версию прошивки своего мозга, для того, чтобы создавать более художественные снимки, чем он делал до этого. Пользователь прошивки получает возможность переключаться от трехмерного мышления к двухмерному в плоскости, и обратно. Внимание — после обновления программного обеспечения откат к предыдущей версии без бекапа будет невозможен.

Антон Вершовский «Стрит-фотография: открытие плоскости»

Список некоторых идей, которые возможно почерпнуть из книги

  1. Не все что трогает душу — искусство.
  2. Триада «объект — изображение — субъект»
  3. Отбор — это функция зрителя
  4. Художественная фотография — не значит «красивая»
  5. Сюжет и объект = снимку у обычного зрителя
  6. Счастье «маленького» человека возможно при условии непрерывного потребления материальных ценностей. Материальное окружение придает ценность человеку.
  7. Орудия культа становятся предметом культа.
  8. Фотография может быть направлена на субъект, на снимающего.
  9. Работать с формой!
  10. Сюжет провоцируется формой — АКБ.
  11. Идея V-I: идея объекта есть некое субъективное восприятие (визуальное и не только). Есть некая концепция в том, как влияет объект на смотрящего и на зрителей.
  12. «Представление о…» — это и есть идея. Представление о доме — не равно понятию «дом».

Ну это так, я для себя что-то накидал, вы когда будете читать, найдете новые смыслы для себя. При том, это идеи которые родились от 10% прочтенного объема книги.

Имена, которые открывает Вершовский

Фото — Роберт Франк

В книге встречается большое количество фотографов, работы которых стоит изучить пристальнее. Хотя бы потому что они снимают очень мощно, и являются признанными метрами фотографии. Можно конечно, одеть маску сельского паренька и сказать что-то вроде «Не сотвори себе кумира! В жопу всех этих мастеров, фоткаю, что хочу!». Но честно, я уже это все проходил, и никуда в итоге не пришел. Хочу посмотреть, может умнее стану.

На ум приходит несколько фамилий — Саудек Ян, Халсманн Филипп (сюрреализм в фотографии), Трент Парк, Хельмут Ньютон, Брассай, Робер Дуано, Георгий Колосов (мистический пикториализм). Роберт Франк — гений уличной фотографии 20 века, Иозеф Куделка. Вот их, как минимум, нужно посмотреть. Вернее, их работы.

Сколько стоит / где купить

Стоит бешенных 415 рублей. Купить можно на Лабиринт.ру. В книге 210 страниц, расположение страниц книги — альбомное.

По сути, книга всем хороша и однозначно может быть порекомендована тем, кто устал от этих бесконечных правил «одной третей», которые перекочевывают из одной книги в другую, рассказываясь разными словами. Но что однозначно можно поставить автору в минус (или издательству), так это маленькие иллюстрации. Ну делаете вы книжку с картинками — так делайте размер человеческий! Вы даете фотографии общепризнанных метров жанра уличной фотографии, мне хочется их разглядывать, но вы почему-то забываете вместе с книгой давать в подарок ЛУПУ. Вот за это вам дизлайк, товарищи. Я тут с вами не дружу.

В остальном — книга годная. Читайте, развивайтесь, растите над собой. Я получил большое удовольствие, как от чтения, и осмысливания написанного, так и от дальнейших фотоопытов, которые явились плодом моей больной фантазии, воспарившей над миром суеты и обыденности. Жаль, что в инстаграме такое не катит) Да и ладно, найдем свой путь.

PS Там на обложке написано, что это книга первая. А где вторая? Может кто в курсе?

Текст — изредка нажимающий на кнопку Дмитрий Пелин (с) проект «На Грани»

Фото — Хельмут Ньютон

Ваш комментарий: