Шри-Ланка на байке: аренда и самостоятельное мото путешествие на скутере
Врум-врум, дорогой любитель почитать о путешествиях. В этой статье ты узнаешь, как два человека в трезвом уме и здравой памяти, решили вопрос с арендой байка, затем сели на скутер и прокатились по Шри-Ланке на байке и намотали, но не триппер, а 1340 км на одометре.
Прежде, чем продолжить свой рассказ, напишу дисклеймер:
Сей материал написан больше для новичков, нежели для тех, кто имеет серьезный опыт в мотодальнобое. Слова используемые в посте: байк, мопед, скутер и табуретка – для автора являются однокоренными. В тексте отражены личное мнение и субъективный опыт, которые не могут выступать в качестве универсальной истины. Для вас — будет иначе. Все, что вы прочитаете ниже — не инструкция к действию. Если вы на что-то решились – делайте это на свой страх и риск. Я, как автор, не буду нести ответственность за ваши результаты. Курс рупии к доллару на момент написания поста: 190 рупий = 1 доллар.
После такого сурового, но необходимого вступления – продолжим.
Краткое содержание статьи (кликабельно)
Шри Ланка на скутере
Идея прокатиться на двух колесах по острову, родилась еще в России, когда мы готовились к переезду на зимовку в Унаватуну на Шри-Ланке. Я около 5 лет не сидел за рулем скутера, и думал что-то вроде: «Ну чего там, приеду, возьму в аренду и там уже прокатимся – остров же 450 км с юга на север!».
Реальность, как обычно, выглядела иначе. Как минимум, с десяток моментов, о которых речь пойдет в советах и рекомендациях ниже, я не учитывал при размышлениях о таком путешествии. Поговорим о нашем мототрипе подробнее.
Маршрут мото путешествия по Шри-Ланке
Накидаю здесь точки нашего маршрута, которым мы прокатились по острову Цейлон на скутере. Как уже писал выше, протяженность маршрута составила 1340 км. 12 дней в дороге. Ниже напишу впечатления о посещенных городах, местах, а также о том, где останавливались на ночевки (дам ссылки на букинг – можно бронировать если цена и место устраивает).
Элла
Эллу посетили дважды (три ночи в сумме). Первый раз – когда ехали из Унаватуны, второй – когда возвращались обратно. Замечательное место, где стоит остановиться на 2-3 дня. Это даст возможность неторопливо и со вкусом прогуляться. Этот совет касается всех крупных городов, где мы побывали в этом мото-трипе по Шри-Ланке. Отсутствие времени и цейтнот губит удовольствие от посещения.
Что посмотрели в Элле: Девятиарочный мост (утром и вечером). Забрались на гору Ella Rock. Погуляли по чайным плантациям. Посетили безымянный водопадик и посмотрели Малый Пик Адама. Побывали возле водопада Равана, потусили в туристическом центре городка, где играет живая музыка и неплохо кормят в ресторанчике Fish & Chips.
Где жили: Первый раз — Misty Mount Homestay (похуже, но место рядом с 9арочным мостом и Малым Пиком Адама), второй раз — Ella Value Village (получше, но подальше, подходит если есть байк).
Впечатление от посещения: Классно. Если любите горы, то здесь в прохладных лесах, отведете душу и вдоволь походите по несложным трекинговым маршрутам.
Хотели, но не успели: Прокатиться по ДевятиАрочному мосту на поезде.
Нувара Элия
Это самое мое любимое место из описанного маршрута. При въезде в высокогорную Нурэлию, как ее называют ланкийцы (в одно слово), путника встречает вывеска, провозглашающая, что город Nuwara Eliya – самый прохладный на Шри-Ланке.
Это действительно так. Когда я встал утром следующего дня, то не поверил глазам своим. Долина утопала в молочном тумане, шел дождик и кругом было пасмурно и серо. И целых 18 европейских градусов оба дня, пока мы были здесь. Не зря, Нувара Элию облюбовали англичане, которые сделали здесь что-то вроде фешенебельного курорта. Лоск, аристократизм и фешенебельность чувствуются до сих пор.
Здесь можно увидеть, как швейцар, одетый с иголочки, прогоняет забредших лошадей от отеля. Или как из шланга, специально обученый ланкциец поливает изящные подвесные вазоны с цветами. Мне тут очень понравилось, а может быть я заскучал по старушке Европе.
Что посмотрели в Нувара Элии: Центр Нувары в режиме пешей прогулки, побывали в церкви Святой Троицы, зашли на пряничную почту и отправили открытки в Россию (80 рупий за одну открытку), побывали на чайных плантациях и забрались на водопад Lovers Leap, пообедали в Araliya Food Court.
Где жили: Две ночи провели в гостевом доме OYO 554 Hotel Miheli, где нас встретил гостеприимный хозяин Аруна, с которым было приятно поболтать вечерком. Номера не первой свежести, но удобства есть, и главное — вид за окном. Спали уютненько и потом ехали бродить по Нуваре. На байке – самое оно.
Впечатление от посещения: Вау! Горные районы Шри-Ланки – это круто. После Унаватуны и ее цен, здесь все достаточно демократично и самодостаточно. Прохладно, атмосферно, цивилизовано.
Хотели, но не успели: Не успели погулять вокруг озера Грегори, и не хватило времени, чтобы заглянуть в парк Виктория, который считается по крутизне вторым после Королевского Ботанического сада в Канди.
Канди
Канди – первый из трех городов «культурного треугольника» Шри-Ланки. Здесь размещалась последняя столица ланкийского царства, и этот город считается культурным и религиозным центром острова. Приезжая в Канди, попадаешь в культовый город острова. Спустя время, я понял, что чертовски не хватило времени здесь, чтобы посмотреть и побродить по всем интересным местам.
В Канди бывали Бунин, Чехов, Николай II, Юрий Гагарин. Два последних посадили деревья в знаменитом Ботаническом Саду, о котором я еще напишу ниже.
Что посмотрели в Канди: Священный город – зашли и побродили. Это бесплатно, но оденьтесь для посещения (длинный рукав и непокрытая голова) и снимайте обувь на входе (берите носки, они сберегут ваши пяточки от раскаленных камней и песка). Посмотрели озеро с отровом наложниц в центре, а также заглянули на кладбище Гариссона.
Королевский Ботанический Сад в Пирадении – обязателен к просмотру, мне там понравилось. Это топовое место. Здесь же, в Канди, мы заглянули в бургерную Licensed to Grill, где делают очень неплохие бургеры. Когда уезжали из Канди, заглянули в деревянный Храм Embekka Devale и попали на представление барабанщиков.
Где жили в Канди: Изначально забронировали жилье через Букинг, которое оказалось отвратительным, несмотря на оценку в 9,0. Так часто случалось со мной на Шри. Высокий балл здесь – не равен высокому баллу в Европе. Учитывайте это. Возможно, ланкийцы как-то сами накручивают себе рейтинг.
Так или иначе – мы сменили жилье и заехали в Heavens Holiday Resort. До центра ехать было минут 20, но чистота и ланкийский завтрак с видом на сад с райскими птицами – порадовал. Ну и хозяин душевный, мы много болтали о том, о сем и в конце с радостью подарили ему наш маленький подарочек из России. Мы дарили небольших матрешек тем людям, которые понравились нам на острове.
Общие впечатления: Город Kandy – стоит внимания. Я бы там остановился на три ночи, и посмотрел бы еще красоты местные в режиме неторопливых прогулок. Одного полного дня (как в нашем случае) – явно мало. Вечерние летучие лисицы над городом – это зрелище достойное трешевого хоррора.
Хотели, но не успели: В самом Канди – это, конечно, Храм Зуба Будды. Мы не побывали внутри. Кстати, в интернетах люди ругаются, что цена на билет — неоправданно высока. Я их понимаю.
Полоннарува
В Полоннаруве и Анурадхапуре не стали останавливаться, а поступили по-другому. Взяли и забронировали гест хауз в Хабаране. Жилье расположено между этими городами, оттуда перемещались на мопеде в режиме «сел и доехал».
Полоннарува – второй город «треугольника». Здесь, в Средние Века находилась столица царства. Грузить историческими подробностями здесь не вижу смысла – расскажу о настоящем. Мне, белому европейцу, было здесь не комфортно.
Во-первых, жара. Изнуряющая, всепоглощающая и испепеляющая. Во-вторых, бесконечные продавалы всякой фигни. С ними стоит быть пожестче, и не сюсюкать, а иначе за вами будут бегать и клянчить деньги в обмен на что угодно. В-третьих, обезьяны. С ними состоялся неравный бой. По итогу вероломного обезьяньего нападения, я потерял пачку печенья и остался без перекуса. В-четвертых, чтобы понимать прелесть Полоннарувы, на мой взгляд, стоит заранее подготовиться — поискать и прочитать хотя бы Википедию. Или брать гида. Историю я люблю, поэтому сам экскурсоводил, а Анна выступала в роли благодарного слушателя.
И, главное – Polonnaruwa — однотипна и скучна. Дагобы-ступы, столбики от дворцов, остатки улиц, статуи Будды. И это за 35 $. Даже мусорок нет. А что есть? Десятки торговцев, которые на территории комплекса всемирного наследия ЮНЕСКО будут бегать за вашим кошельком. Enjoy!
Что посмотрели: Старый город, за исключением нескольких точек, которые местные гиды (которые будут охотится за вами, и также навязываться, как и продавалы с помогалами) пиарят как крутые места. Не крутые.
Где жили: Disna Homestay – отличное место, супер хозяйка. Мы побывали на дне рождения младшего сына семейства Дисны. Для меня это куда более волнующий духовный опыт, нежели созерцание молчащих черных камней. Ты проводишь время в семье, где живут небогатые люди с другого конца света. И в какой-то момент торжества, весь обмазанный сладким тортом, которым тебя угостил с ладошки маленький именинник, понимаешь, что все печали, горести, радости и счастье – это то, что делает нас людьми. И всё – едино. Катарсис, словом.
Впечатление от посещения: Думаю, что власти Шри-Ланки перегибают палку с восстановлением ТОЛЬКО религиозной старины и полным игнорированием остального, мирского. Но мнение сие вряд ли здесь будет определяющим, поэтому скажу, что в Полоннаруву я бы больше не поехал. Хватило, несмотря на то, что это объект из списка ЮНЕСКО.
Хотели, но не успели: В Хабаране предлагают маршруты джип-сафари, чтобы посмотреть на диких животных. Отматывая назад, понимаю, что я бы так и сделал – посмотрел бы на слонов, а не на развалины. За ту же цену. Одного слона дикого мы видели с расстояния 5 метров, когда возвращались через Национальный парк Миннерия из Полоннарувы. День близился к закату, и тут на дороге возник дикий цейлонский слон, который решив пойти по делам, переходил шоссе. Видео с этим деловым слоном выкладывал в сториз проекта «На Грани».
Анурадхапура
Анурадхапура – это третий город культурного треугольника Шри-Ланки. Четыре часа там пролетели быстро. За это время осмотрели пару дагоб (Ruwanweli Maha Seya и Thuparama Dagaba), побродили по улочкам Старого Города вкупе с посещением дерева Махабодхи, и заменили на рынке треснувший визор мото-шлема. В итоге, количество древностей в голове превысило норму, и я не захотел больше тут оставаться.
Люди, которые интересуются историей, могут здесь побыть день-другой, чтобы подробнее осмотреть Город Царя Царей. Первая столица Сингальского царства в Анурадхапуре — основана в 5 веке до нашей эры. Это древнейший городов на планете, который дошел до наших дней.
Здесь жили люди еще до рождества Христова, потом город забросили, потом раскопали и продолжают восстанавливать по сей день. Естественно, первые на очереди – дагобы-ступы, без которых никуда в буддийском мире. В Старом городе жили люди, но в 1950 году правительство сказало собирать манатки и переезжать в Новый Город. А тут пусть будет археологическая зона. Свидетельство тому — брошенное здание публичной английской библиотеки недалеко от дерева Бо.
Что посмотрели: Прелесть Анурадхапуры в том, что часть достопримечательностей – бесплатна на момент написания этого текста. Минус – удаленность между достопримечательностями Старого Города. В Анурадхапуре большие расстояния между объектами. Хорошо, когда железный конь между ног, но пешком – это было бы тяжко. Если учесть, что на улице было +30С.
Впечатление от посещения: Лучше, чем в Полоннаруве. Нет торгашей, помогал и других приставучих элементов. Было жарко – взяли воду и носки на ноги, чтобы сберечь стопы от жара камней и песка. Без носков – это превращается в пытку. Если бы я оказался здесь снова – взял бы один полный день на осмотр, а не 3 часа, как получилось.
Хотели, но не успели: Сгонять в Джаффну. Вот серьезно. Из Анарадхапуры до Джаффны – рукой подать, 200 км. И еще остров Маннар по соседству на сдачу взять. Вот это было бы правильно. Но это еще +3 дня к нашему путешествию. А так, рядом с Анурадхапурой расположено недооцененное место Михинтале, которое мы бегло посмотрели. Вот на него я бы прям отдельно день тоже заложил. Ниже пишу почему.
Михинтале
Расстояние между Михинтале и Анурадхапурой — 12 км. Это место считается центром зарождения буддизма на Шри-Ланке. Именно тут по легенде, 2500 лет назад, царь Деванампия встретил Махинду, который приехал на Ланку, чтобы проповедовать буддизм. Памятная встреча даром не прошла — было решено городишко тут заложить, ибо царь был впечатлён новой религией. Настроили дворцов, монастырей, келий, вырубили лестницы и проходы. Даже пруд, и тот построили.
Здесь тихо. Вокруг сонная природа, обезьяны и собаки, благодать, а также ощущение того, что время — остановилось. Михинтале — огромный комплекс, который потихоньку раскапывают археологи. Думаю, что цена на билеты в Mihintale будет расти, вместе с реконструкцией.
С ценами на билеты на достопримечательности Шри-Ланки творится беда. Читаете в интернете, что билет стоит условных 500 рупий. Приезжаете, а тут – хоба! 1000! Хотя статья свежая. И нет терминалов, чтобы заплатить с карты, а налички с собой не хватает. Примерно так и вышло у нас в Михинтале. Цены на достопримечательности постоянно поднимаются, и конца и края этому росту нет. Раньше казалось, что я привык к тому, что цены постоянно ползут вверх. Приехав сюда, выяснилось, что нет.
Так или иначе, я бы еще посмотрел Михинтале. Черный Пруд и давно забытые молельни в скалах – это то, что успели посмотреть мы и лишь малая часть того, что ждет путника при спокойном осмотре.
Сигирия — гора Пидурангала
Ну конечно, как же пройти мимо темы Сигирии, если говорить о Шри-Ланке. 95,2% туристов приезжающих на Цейлон везут сюда, чтобы показать это замечательное место. Я последовал совету знакомого русского зимовщика, и предложил Анне забраться на соседнюю гору Пидурангала. Отсюда созерцается закат с видом на Сигирию, а посещение самого памятника ЮНЕСКО решил оставить на другой раз. Что мы и сделали.
Приехали в 16-30, заплатили по 500 рупий за вход, сняли обувь, потом одели, потом прошли несложный трекинговый маршрут от монастыря у подножия до самого верха скалы Пидурангала. Там, наверху, плато размером с футбольное поле, где вместе с десятками людей из других стран, взяв воду и перекус, мы и увидели Сигирию, как на ладони.
Совет: Если будете подниматься – возьмите с собой бинокль)))
Дамбулла
В завершение этого короткого списка, хочу упомянуть о Дамбулле, где мы побывали. Мы не ездили в Пещерный Храм в Дамбулле, как советуют многочисленные путеводители. Вместо этого посмотрели древнее захоронение доисторических времен Ibbankatuwa Megalithic Tombs, а также местный оптовый рынок овощей и фруктов.
Если устанете от нафталиновых древностей, и снова захотите окунуться в водоворот событий жизни – однозначно загляните на этот рынок. Здесь делают бизнес и зарабатывают деньги. Пока меньшинство становится богаче, большинство трудится в поте лица, чтобы прокормить семью, таская бананы и ананасы. Есть и такие, кто молча жует бетель и смотрит на тебя, как на пришельца с другого конца Галактики.
Здесь я увидел европейца, который, судя по всему, живет уже не первый год на Ланке. Был он завернут в саронг, а кожа его давно перестала быть белой, но ланкийско-черной так и не стала. Жаль, что стесняюсь уровня английского разговорного и иногда загоняюсь на эту тему. Не пообщались мы, словом. Но стоя здесь, посреди этого шумного и пестрого рынка, я чувствовал себя куда уютней, нежели среди молчаливых развалин. Жизнь ушла оттуда и заглянула на шумный рынок в Дамбулле. Это куда более эмоциональный и интересный опыт, как по мне. Рекомендую.
6 советов для пользователей мопеда
- Берите перчатки. Оригинальные ручки руля сделаны из недорогого пластика. Когда едешь по жаре без перчаток, руки потеют и начинают скользить. В результате, на ладонях образуются мозоли. Гусары — молчат, а люди поумнее — берут с собой в дорогу перчатки.
- Гоняйте в хороших очках. Прокатные шлемы на Шри-Ланке – ужасны. Шлемы больше для создания видимости безопасности и чтобы полиция не останавливала. Визоры этих шлемов лучше не опускать, тк они давно потрескались и мешают обзору. В Анурадхапуре поменял визор на новый за 250 рупий, но ситуацию это не изменило. Совет – одевайте очки, если нет нормальных шлемов на голову.
- Защищайте органы дыхания. Когда едете по трассе, то дышите окружающим воздухом. Вроде банально и логично, но когда вечером у вас полная носоглотка пыли, вдруг резко осознается, что причина ношения маски местными за рулем, вовсе не коронавирус, а банальное желание спасти органы дыхания от выхлопных газов и прочей грязи и пыли. Воспользуйтесь маской также, никто за это не осудит.
- Имейте держалку для смартфона. Если соберетесь ехать в мототрип в одиночку – покупайте держалку для смартфона. (Вот тут на Али — полно всяких разных). Дороги на Шри-Ланке лучше, чем в России (в целом). Но иногда гугл-карты, по которым строилась навигация, начинали вести себя странно. Чтобы разобраться в том, откуда здесь взялся поворот, приходилось тормозить, лезть в телефон и терять время. Куда проще, думаю, поставить смартфон на руль байка, и смотреть изменения оперативно, без остановок. Надеюсь, мысль понятна. Ну или берите с собой штурмана – Анна отлично справлялась с этой задачей, равно как и с другими.
- На дорогах опаснее, чем кажется. Если не уверены в своем вождении на 100% — откажитесь от этой затеи. Возьмите в аренду авто на автоматике на 1.4 — 1.6 литра (например в AutoEurope), катайтесь спокойно и безопасно. На Шри-Ланке на дорогах полно того, что в России или другой стране покажется полной дичью. Змеи-самоубийцы на дорогах в джунглях. Крейзибасы, водители которых прошли обучение в спец школе, где их учат вылетать на встречку, даже не сбрасывая скорости. Полудохлые собаки, которым захотелось сегодня умереть и поэтому, они лежат сразу за поворотом. Наконец, вараны, которые важно и медленно переходят дорогу, а тут — вы несетесь на всех парах.
- Думайте головой – это сложно, но полезно. Если все-таки решитесь, и поехали, смотрите внимательно на дорогу. Не отвлекайтесь, анализируйте ситуацию, думайте наперед, чтобы резкий разворот тук-тука с соседней полосы или подрезание автомобилем не стало неожиданностью. Это не фигура речи – в Азии бьется много белых туристов на мопедах, которые думают, что это просто – сел и поехал. Короче, думайте головой, оценивайте риски и не будьте занудами вроде автора статьи.
Шри Ланка на байке — рекомендации
Найти подходящий байк в аренду – сложно, но можно
Маленькая ремарка: Опыт автора ограничен только Унаватуной, где проходит текущая зимовка. Тезис о сложности взятия в аренду байка, относится к местным пунктам проката. Мопеды, которые доступны в аренде, как правило «уставшие» Honda Dio на 110 кубов.
Для поездки в мототрип по острову понадобился байк на 125 кубов, и в итоге, после 4 дней поисков, таковой нашелся. Единственный приемлемый вариант (из табуреток) – TVS NTorq 125. Нас ехало два человека, и еще вещи с собой. С учетом горных серпантинов на пути, я сильно боялся, что 110 кубовый байк не вытянет, поэтому взял на 125.
Подробнее об аренде — ниже.
Остров не так мал, как кажется
Закладывайте в гугл-картах больше времени. Если на картах нарисовано 3 часа в дороге, то умножайте на 1.5 смело. Это значит, что в дороге придется провести 5 часов с остановками. Скутер ездит медленнее, чем машина, и время в дороге пройдет больше, чем ожидалось. Рекомендую заранее составлять маршрут целиком, а потом уже планировать частности, на месте.
Не катайтесь после захода солнца
Откровенно плохих дорог, где пришлось бы ехать со скоростью 20 км/ч, смиренно объезжая кочки — почти не встречал. Средняя скорость перемещения по трассам Цейлона, составляет 50-60 км/ч. Для табуретки – вполне себе сносно. Но я бы не рекомендовал кататься вечером, после захода солнца — очень много живности бегает по трассам.
Заботиться о горючем в баке
Пока катались по Шри-Ланке, взял себе за правило доливаться, если горючего стало ровно половина в баке. Иногда встречались длинные промежутки пути, когда заправок не было по 20-30 км, и высохший бак при палящем солнце и отсутствии людей вокруг — не такое уж позитивное событие в жизни.
Одевайтесь для защиты от жары
Перед началом нашей поездки, не раз встречались ланкийцы, которые днем ездили в куртках и штанах. Я все недоумевал – жарко же, зачем? Когда поехали сами в мототрип – понял и зачем, и почему. С полудня до трех дня – в ланкийском зените висит злое солнце, готовое испепелять все живое. Знаете, что такое тепловой удар? После виза-рана из Таиланда в Малайзию, я запомнил это ощущение, и несмотря на молодцеватость, здесь стал быстро одевать ветровку, мазаться кремом и ездить в штанах. В Унаватуне же на короткие расстояния ездил в шортах и футболке.
Одевайтесь для безопасности (если нет экипировки)
И вопрос тут не в солнце, а в безопасности. Советы моточайника, наверное, наивны и банальны. Но знаете, нет ничего хуже, чем разложиться на трассе в шортах и футболке. Стоишь, а со стесанного тела на горячий от тропического зноя асфальт льется твоя же кровь. Так было со мной во Вьетнаме.
А всё потому что, пипец – это то, что бывает с другими, а не с тобой. И поэтому, пусть остальные так одеваются, а ты поедешь в шортиках и футболке. Штаны, нормальная обувь закрытая, ветровка – это защитный слой между телом и асфальтом. Даже на скорости в 20 км/ч дорожное покрытие превращается в терку, которая легко снимает кожу при падении. Поэтому, на серьезные поездки — одевайтесь, хотя бы в простецкую одежду, если нет специального мотоэкипа.
Аптечка должна быть с собой
Если катаете на двух колесах, вы не выезжаете из дома без аптечки. Пишу эти строки, а сам замотан бинтом и перемазан зеленкой. Причина не в падении с мопеда, а в шиле. Которое в заднице. Неудачно полазил по скалам на берегу океана, меня скинуло океанской волной, и в итоге, стесал кожу на руках и ногах. Если бы не байк, стоящий рядом, и аптечка в багажнике, думаю, что еще полчаса бы бегал по пляжу Делавела, истекая кровью в поисках обеззараживающего, обезболивающего, бинтов и тд. Это жизнь и дорога. Произойти может что угодно, и поэтому лучше быть готовым к этому заранее.
Если нужен базовый набор медикаментов для аптечки — напишите в комментарии, подскажу.
Страховка для езды на байке
Страховку для езды на мопеде покупается на Черехапе или Сравни. При покупке включайте вождение мопеда или мотоцикла, как дополнительную опцию. Если попадете в беду на арендованном байке, страховая окажет помощь в том случае, если у водителя наличествуют подтвержденные права категории А.
У второго номера прав может и не быть, но водитель будет сообщать данные по запросу страховой, иначе в выплате откажут и второму номеру.
Аренда байка на Шри Ланке — где снять и почем
Если нужен прокат байка на Шри-Ланке, то дам три точки в Унаватуне. Эти места проверены лично, то есть я там брал скутер в аренду, потом возвращал и забирал загран паспорт обратно.
Поворот на Галле
Байки – не новые. Я бы даже сказал — подуставшие. Пробуйте сторговаться до 600 рупий в день, если берете на месяц и больше. Здесь скручены спидометры, тормоза проверяйте перед приемкой, но всегда нормальные колеса. Словом, порекомендую это место тем, кто не первый раз сидит на табуретке, у него наличествует опыт вождения мопедов разных пробегов и марок, в том числе и не новых. Только 110 кубовые Хонда Дио и одна Махиндра — в аренде.
Точка на карте
Кумара
В Кумаре — получше, но и дороже. Байки свежее, здесь стоит выбрать что-то хорошее. Если есть возможность – берите до 10 000 км пробега, а еще лучше – до 5 000 км, если найдете. Здесь байки регулярно, по словам хозяйки, проходят ТО. Минимальная цена за которую удалось брать здесь байк — 800 рупий в сутки. Средняя цена — 1000 рупий, а в высокий сезон – 1200 рупий в день.
Точка на карте
Матара / Сампат
У Сампата я брал TVS NTorq 125. Удалось сторговаться за 800 рупий в день на 16 дней. Это хорошая цена, потому что в Унаватуне стоимость таких байков от 1200 рупий в день. Во трех пунктах проката, о которых писано выше – паспорт остается в залоге.
Точка на гугл карте
Как правильно взять мопед в аренду — алгоритм
- Проверить тормоза мопеда
- Проверить колеса
- Чекнуть свет
- Проверить зеркала заднего вида, настроить под себя
- Сфоткать байк и царапины (или снять видео)
- Завести и прокатится в тестовом режиме
- Забрать лицензию на байк и телефонный номер аренды (лучше если есть вотсап)
- Отдать паспорт или депозит и ехать настречу приключениям
- Ехать в шлеме. Это важно. Шлем забрать вместе с байком.
Права на байк на Шри-Ланке – можно ли катать без прав
Формально – нет. Не имея на руках прав, турист не садится за руль транспортного средства. Это логично и по идее, это — нарушение закона, а следовательно наказуемо. Это формально.
А неформально ситуация на Шри-Ланке выглядит так:
90% туристов без прав, но продолжают брать в аренду скутер и катаются без них. Как и в другой стране третьего мира, полицейские здесь любят деньги и понимают, что белый турист ездит без прав. Единственное, что не дает полицейским развернуться по полной программе – сложности с языком. Полицейские центра острова плохи в английском, но это не значит, что вас не будут тормозить.
На момент написания этих строк, за 3.5 месяца здесь останавливали 2 раза. Первый – штраф 500 рупий (2.5$) за езду без driver licence, второй – фото на память с полицейским патрулем. Но утверждаю, что мой опыт – это мой опыт. У читателя все возможно, пройдет иначе. Я слышал о штрафах на Шри-Ланке в 3000-5000 рупий (15-25$) и конфискацию мопедов.
Работают ли наши права на Шри-Ланке
Формально – нет. Шри-Ланка не участвует в Женевской конвенции, и российские права здесь требуется подтверждать в Департаменте Транспорта в Коломбо. Там выдается специальное разрешение, на основании которого, можете тут катать и никакой полицейский не оштрафует за езду без прав.
Также встречаются случаи, когда туристы подделывают права, как российские, так и международные, и показывают полицейским. Схема вроде рабочая, но на 100% вряд ли защитит. И перестанет работать тогда, когда у ланкийской дорожной полиции появятся нормальные средства связи и онлайн-доступ к базам данных.
А пока — все зависит от настроения полицейского, вашего умения общаться и прочих тонких вибраций.
Надеюсь, о правах и ситуацию с дорожной полицией рассказал. Будут вопросы – пишите в комментарии.
TVS NTorq 125: отзыв о байке
Пару слов скажу о байке, на котором катались в этом путешествии. Для поездки взял в прокате индийский TVS NTorq 125. Пробег на начало мототрипа — 3165 км, конец — 4525 км. Байк в очень хорошем состоянии, не бит и не крашен)) Движок по сравнению с 110 кубовым — мощнее на 1 лошадиную силу, дает резкий старт, улучшенные скоростные показатели (разгонял мопед до 92 км/ч по трассе с горки).
Эти показатели дают возможность маневрировать на дороге, но управляемость чуть ниже, чем у Дио. И главное — байк показал себя надежно на серпантине горной части Шри-Ланки.
Из минусов: расход топлива увеличен по сравнению с Хонда Дио. В горах, каждые 200 км – это новый бак топлива, которое стоит 130-150 рупий за литр (0.7-0.8 $). В дороге начал барахлить датчик уровня масла в движке, который начал залипать на нуле, хотя с маслом все было в порядке. Я даже специально доливал масло на заправке в Элле, но это не помогло.
Анна, как штурман-пассажир этой поездке, несколько раз жаловалась, что для второго номера сзади не хватает места и после Honda Dio 110 — неудобно сидеть. Поэтому, каждые 60-70 км, я старался делать короткие привалы на 15-20 минут, и один на 30-40 минут, если едем больше 150 км. Такая вот техника и тактика езды в мототрипе в условиях тропической Азии.
Заключение
Удача улыбается смелым. Я рад, что в итоге получилось реализовать задуманное мото-путешествие по Шри-Ланке. Мы не попали в аварию, не разбили байк, он не ломался в дороге, словом, все прошло, как в хороших фильмах про приключения.
Если статья зашла – поделитесь ею с теми, кому этот материал может пригодится или киньте ссылку к себе на стену, пусть будет. Если есть вопросы или идеи, как улучшить материал – дайте знать в комменты или личку. Также буду рад, если кто-то из опытных мотоциклистов накидает своих советов в комментарии ниже.
Все фото сделаны на смартфоны Huawei, в основном — Анной) Кое-что еще из фото из поездки есть в соцсетях по хештегу #шризима19_20.
А пока на этом закончим. Спасибо, что дочитали до этого места. Впереди — новые приключения.
Текст – рвущий асфальт Дмитрий Пелин (с) приключенческий проект «На Грани»
Видео лекции с рассказом-отзывом об отдыхе и зимовке на Шри-Ланке записанное в 2020, по возвращению в Калининград