От света к тьме и обратно: мои отзывы на книгу Жозе Сарамаго «Слепота»
Привет, читатель. На прошлой неделе, я закончил читать роман португальского писателя Жозе Сарамаго «Слепота» и решил, что напишу несколько строк отзыва на это произведение. Решил и на этом застрял. Сижу, передо мною на белом листе монитора мигает вертикаль курсора, а я тупо смотрю на нее и не знаю, что писать. С отзывами так бывает — прочитал то или иное произведение, понял его для себя как-то, а вот с тем, чтобы облечь свое понимание в слова — часто возникают сложности.
Кстати, хорошие вопросы самому себе «А что должен в себя включать отзыв?» и «Зачем вообще его писать?». Вопросы — штука крайне полезная, мозг необходимо тренировать. И не только в написании материалов для сайта, но и в бизнесе, отношениях, в жизни — в конце концов.
Междуушная мышца дана всем. Но только одни ее используют, чтобы похихикивать над мемасами в контактике (сленговое название крупнейшей социальной сети в России в начале 21го века — прим. авт.), а другие с помощью нее создают лекарство от рака, тесламобиль или еще какой-нибудь блокчейн. Я пишу свои небольшие отзывы на прочитанные произведения по ряду простых причин. Здесь желание упорядочить мысли в голове, переосмыслить содержание произведения, поведать всему миру, что ты читаешь книги, и некоторые из них хороши, что стоит о них рассказать другим.
Хорошая попытка, но не отличная. Но пока тупо смотришь на мигающий курсор и понимаешь, что в голову ничего не приходит — лучше начать с начала.
Краткое содержание статьи (кликабельно)
Роман «Слепота» Жозе Сарамаго — отзыв
Жозе Сарамаго — автор для меня ранее неизвестный. Я практически никогда не читаю предисловий, не лезу в Википедию и не читаю рецензий перед прочтением того или иного произведения. Просто беру книгу, открываю первую страницу (или загружаю файл в читалку Onyx Boox (спасибо Анне Сергеевне за ее подарочек!) и вперед. Словом, пытаюсь не оформлять свое восприятие, и знакомлюсь с произведениями тех или иных авторов практически с чистого листа.
До начала чтения, я знал, что Сарамаго является Нобелевским лауреатом по литературе 1998 года. Премию он как раз получил за роман, о котором сегодня пойдет речь. Книга была написана в 1995 году, и это относительно «свежее» чтиво. Все, что я читал в этом году, было явно старше «Слепоты».
Собственно, сам факт получения Нобелевской премии автором для меня стал решающим. Мне мучительно захотелось узнать за что же дают «нобелевку» в литературе и что такого должен написать человек, чтобы остальные сказали, что это мощь (как у динамита). Вот и прочитал.
О чем книга
Краткое содержание таково — в книге рассказывается об эпидемии «белой болезни». Люди начали внезапно, и без видимых на то причин, слепнуть. Теряющие зрение люди начали заражать друг друга по цепной реакции. Прошло буквально пару недель и эпидемия, распространяясь в геометрической прогрессии, накрыла всю страну. Про другие страны ничего не сказано, их словно бы и нет. В романе люди перестали видеть вокруг себя привычный мир, лишь белое сияние вокруг и ничего более. Кроме зрения, работа других органов чувств нарушена не была. Незрячими постепенно стали все.
Кроме одного человека.
В принципе, сюжет достаточно прост, но что-то тебя цепляет. Читая, ты задумываешься о том, что где-то уже подобное встречал. Или дело в том, что ты начинаешь вживаться в эту историю, и через какое-то время размышлять о том, а что бы ты начал делать, если бы все вокруг, включая тебя самого, станут слепыми. Атмосфера книги — мясная. Не знаю, какое слово тут подобрать, но Сарамаго получает удовольствие от физиологических подробностей мира, в котором нет места зрению.
Постапокалиптичные настроения книги напоминают некий фильм про зомби, где оставшийся в живых, главный герой пытается найти смысл жизни, находясь среди тех, кого еще несколько дней назад привык считать людьми, а теперь все перевернулось с ног на голову. Автор явно смеется над старой фразой о том, что «люди тянутся к свету». Будучи ослепленными белым сиянием и полностью потеряв зрение, человек становится животным. Вся хрупкая оболочка, которая представляет собой то, что мы привыкли называть словом «Личность» — разваливается и от нее ничего не остается. Нет больше никакой индивидуальности, только лишь стадо.
В этой ситуации, людьми остаются единицы, остальные просто превращаются в стадо животных, которым интересно удовлетворить свои базовые потребности — поесть, поспать, пошпилиться. И все. Бывшая психиатрическая лечебница, в которую привозят первую волну зараженных, становится для них отдельным миром, со своими законами и правилами (чаще всего напоминающими дурной сон). Сарамаго не возлагает особо больших надежд на такие понятия, как «совесть», «доброта», «человечность» и тд. Это все удел мира зрячих. Мир слепых будет жить по своим законам, которые вряд ли понравятся человеку высоких устоев.
Думаю, что ближайшие аналогии мира слепых из этой книги — это тюрьма или армия. Отдельная реальность за забором с колючей проволокой. Хотя по иронии автора, военные, как раз противостоят слепым, заброшенным в бывшую больницу и призваны охранять не зараженный мир от тех, кто уже подвергся «белой болезни».
Как написан роман «Слепота» Сарамаго
Я думаю, что авторский стиль стоит отдельного упоминания, пусть даже небольшого. Сарамаго пишет без большинства знаков препинания. Вы поймете, о чем я, лишь только раскроете книгу. Я сначала подумал, что это брак при печати. Читая далее, я понял, что это сделано специально. Возможно, для того, чтобы лишить читателя привычного контекста книги и выбить почву из под ног, как если бы он потерял зрение и ему пришлось бы делать многие вещи заново. В том числе и читать.
Поначалу меня это не испугало, но потом мозг отказался воспринимать информацию. Потребовалось два вечера, чтобы читая чуть ли не по слогам, вернуться к прежней скорости и пониманию текста, и продолжить изучение этой книги. Этот пунктуационный момент можно назвать минусом, но я бы назвал особенностью.
В «Слепоте» нет имен. Все герои книги будут безликими. Жена доктора, жена первого ослепшего, автомобильный вор, девушка в темных очках, косоглазый мальчик, старик с повязкой и сам доктор — вот некоторые из персонажей, которых можно встретить у Сарамаго. Про героев почти ничего не будет известно. Это словно проснуться в абсолютной тьме, и увидеть свет, понимая, что это бесполезно.
Атмосфера романа близка к книгам и фильмам про постапокалипсис или антиутопию. Возможно, кто-то найдет для себя параллели с зомби-апокалипсис культурой. Слог Сарамаго достаточно прост и не вызывает сложностей для понимания, местами автор пишет просто замечательно. Из минусов я бы отметил излишнюю физиологичность некоторых сцен, когда женщин насиловали за еду, например.
В целом, книга читается достаточно легко. Неделя вечернего чтения, и этот небольшой отзыв о прочитанном романе Жозе Сарамаго «Слепота» — готов.
Выводы и прочие итоги о «Слепоте»
Думаю, у «Слепоты» куда больше смыслов, чем я сейчас написал. Идей, озарений, инсайтов — умный и подготовленный читатель, ознакомленный с контекстом создания этой книги найдет для себя чтиво интересным и увлекательным. Как и любая другая хорошая художественная литература (предлагаю принять тот факт, что Нобелевская премия по литературе вряд ли будет вручена плохой книге), «Слепота» заставляет задуматься. Немного поразмышлять о мире и людях, отношениях между ними, о жизни и смерти, что нас всех ждет и чего мы не ждем. Потом забраться в символизм, повитать там и снова спустится на землю.
Думаю, что у «Слепоты» будут поклонники и противники. Книга бьет поддых излишней физиологичностью в описании некоторых сцен. Книга слишком реалистична для тех, кто захочет легкого и ненапряжного чтива. Будут люди, кто скажет, что такие произведения нужно сжигать — потому что так нельзя: писать о грязи внутри и снаружи. Нельзя говорить о том, что общество — это сборище слепцов, повинующихся низменным человеческим инстинктам (привет Ницше!)
Словом, роман противоречивый — восприятие оного будет зависеть от жизненного опыта читающего, от того, что он успел повидать за свою жизнь.
По всем законам жанра надо в конце статьи сделать призыв к действию
Ну типа «эгегей, давай читай книгу, будешь хорошим, умным, смелым и будешь бабло лопатой грести». Не будешь. Это все профанация. Кому нужно, тот читает. Кому не нужно, не читает. Взрослого человека нельзя заставлять и как-то переучивать. Посему, абсолютно фиолетово — останется человек тупым бараном с пивом на диване или будет что-то читать.
Развитие — удел сильных. Я считаю именно так. Равно как и считаю, что свобода выбора и волеизъявления (читать / не читать) — есть у каждого.
Если вы прочитали этот отзыв до конца — значит, есть какая-то вероятность того, что вам захочется начать читать «Слепоту». Буду рад, если мои куцые измышления как-то повлияют на это. Кстати, по книге снят фильм — не смотрел, честно, но кадры взял для иллюстрации данной статьи.
Если видели — напишите в комментариях, стоит ли смотреть и что вам больше понравилось — кино или книга?
Обращение к читателям данного поста
Если вы прочитали книгу, и вам хотелось бы поделиться отзывом о том или ином произведении — могу предоставить вам страницы своего блога для размещения отзыва. Просто напишите мне в вк.
Ну а если пост понравился и вы находите его полезным / интересным — то можете сделать репост этой записи в социальные сети. Это будет главным для меня комплиментом и мотивацией и дальше делится отзывами о прочитанных книгах. Для вас же будет отличной возможностью показать своим друзьям, что вы не только кошечками и сиськами интересуетесь, но еще и рекомендуете читать хорошие книги.
Текст — книжный червь Дмитрий Пелин (с) проект «На Грани»
Если есть желание купить «Слепоту» Жозе Сарамаго, то сделать это можно на:
- Литрес.ру (электронные книги)