Роман Пена Дней — мой отзыв о романе Бориса Виана
Работа — вещь отвратительная, я это отлично знаю,
но то, что делаешь для своего удовольствия, не может приносить дохода.
Привет, читатель блога! Пару дней назад, закончил читать роман «Пена Дней», и созрел до написания короткого отзыва об этой книге. В голове царит легкий сумбур, но попробую оформить мысли, хотя признаюсь, что сделать это будет нелегко. Обещаю не делать никаких спойлеров, раскрывать содержания или сюжета — только мысли по поводу. Содержание этой, на пару сотен страниц, книги останется нетронутым, чтобы подарить массу эмоций и мыслей от последующего прочтения. Читал книгу в переводе Лиллианны Лунгиной, думаю, это добавило шика произведению Виана.
Краткое содержание статьи (кликабельно)
Пена дней роман
который читать стоит. Но стоящей ее найдут далеко немногие. Почему — попробую дать ответ ниже.
По началу, когда только начал, подумал о том, что это — какой-то дикий сюрреализм и было любопытно, что же курил автор такого забористого. Мыши в доме, пианино для приготовления коктейлей на основе музыкальных произведений, танец «скосиглаз» и Жань Поль Сартр наоборот. Позже, освоившись в мире эпатажа, который создал Виан, я начал получать удовольствие от содержания романа, который по-началу казался легким и воздушным. Словно французское безе в яркой обертке.
Ближайшие ассоциации, которые возникали у меня в момент прочтения — образы фильма «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, и если бы я был бы режиссером фильма, перед которым стояла бы задача снять «Пену Дней», я бы снимал примерно в такой же эстетике, как Андерсон.
Во второй половине книги, стал понимать, что здесь что-то не то. Краски мира начали блекнуть и увядать. Пространство и время стало сжиматься вместе с сердцем, которое почуяло неладное. В итоге, произошел коллапс, который, признаться не отпускает до сих пор. Дочитав до финала, я понял, почему эту книгу считают одним из главных произведений 20 века по версии французской газеты Le Monde.
Сюжет романа
Это очень грустная книга о любви и она шикарно правдива. Тот самый случай, когда ты беззвучно кричишь «Почему все так случилось?» и никто не может дать ответ. Все что остается — ворошить в памяти увядшие цветы ярких воспоминаний, постепенно превращающиеся в пену. Пену дней, которые мы живем.
Главные книги в нашей жизни заставляют думать и чувствовать. Дают шанс почувствовать себя все еще живыми людьми, несмотря на то, что мир вокруг нас стремительно заставляет нас делать противоположные вещи. В книге есть великолепный диалог Колена и Хлои (главных героев) о том, почему люди работают, вместо того, чтобы отдыхать, танцевать и наслаждаться жизнью. Обязательно прочтите его и не раз, если возьметесь за этот роман. Возможно, вас посетит одно из тех откровений, которые приходили, пока книга была в моих руках.
Спустя некоторое время, после начала чтения Виана, начал воспринимать небольшие главы «Пены Дней», как некие метафоры — короткие, насыщенные, яркие. Дающие обильную пищу для работы бессознательного. Вся эта история — одна большая сказка и гигантский сюр, цель которого вытряхнуть из вас занудного рационалиста и дать ему болючего пинка. Это вынужденная мера, предпринятая с целью открыть вашей душе дорогу в финал произведения. которое, возможно, заставит искать жилетку после прожитого катарсиса. Арт-терапия в чистом виде.
Странное дело, пока пишу эти строки, вспомнился роман Стендаля «Красное и Черное». Михаил Веллер как-то сказал, что это самый главный роман о любви, из всех когда-либо написанных. Помню, что когда прочел, а это случилось всего пару лет назад, я не был столь потрясен, как сейчас. Да, книга достойная, но вряд ли заставила сопереживать главному герою, так, как это случилось в «Пене Дней».
Фильм Мишеля Гондри 2013 года
Если не хотите читать — посмотрите одноименный фильм, который выпустил в 2013 году режиссер Мишель Гондри. В главных ролях играют Ромен Дюрис и Одри Тату. Фильм снят близко к книге, и по настроению весьма точен, хотя и допускает некоторые вольности в прочтении и трактовке Бориса Виана. Картина отсмотрена мною сразу после прочтения романа. И только усилила впечатления, которых была масса после того, как я закончил читать «Пену Дней».
Но все-таки, я бы посоветовал сначала прочитать, и лишь потом смотреть. Кино закончит собирать кусочки пазла в голове, которые могут до конца не собраться после книги.
На мой взгляд, книга «зайдет» далеко не всем. Ближе всего она подберется к тем людям, кому знакомо чувство потери близкого человека, которого любишь и теряешь навсегда. Так часто бывает — сопереживаем лишь тогда, когда сталкиваемся с тем, что сами прожили и прочувствовали. В конце концов, кто там из великих говорил, что «человек жил лишь тогда, когда он знал, что такое страсть»? А какая страсть может быть и какая жизнь, если большинство из людей вокруг живет словно в вязком сне, исполняя написанный не ими сценарий? Достаточно понаблюдать за счастливыми лицами окружающих в обычной жизни, и все встает на свои места.
Люди не меняются, меняются вещи вокруг людей
По сути, произведение можно читать, как роман о любви. Можно попробовать анализировать с точки зрения противостояния материального мира и мира духа. Можно оценить бессмысленность и бесполезность существования социальных институтов (церковь, полиция, медицина) через призму фатализма, учитывая, что роман написан сразу после окончания Второй Мировой. Вы, как читатели, вольны трактовать произведение, как угодно.
Одно остается точным — книга, в отличие от моего текста, вряд ли оставит вас равнодушным. И это главное.
Текст — читающий Дмитрий Пелин (с) проект «На Грани».