Поездка в Лиссабон — рассказ Дмитрия Комолова (Ч. 3)
Продолжение статьи Дмитрия Комолова о посещении столицы Португалии Лиссабон и ее достопримечательностей.
Поездка в Лиссабон: Начало повествования:
Португалия или поездка туда, «где кончается земля и начинается море» (ч. 1)
Португалия или поездка туда, «где кончается земля и начинается море» (ч. 2).
===
При подготовке поездки выяснилось, что Мыс Рока является самой западной точкой Европы, дальше только Атлантический океан и Америка. Само место достаточно дикое. Из благ цивилизации здесь есть маяк, кафе и магазин с сувенирами. Если пойти к океану, видно очень обрывистые и каменистые берега, внизу бурлит вода.
Место настолько завораживает своей первозданной красотой, что даже сдувающий тебя к чертям ветер и моросящий дождь не портят впечатления. Здесь присутствует настоящая природная сила, рядом с которой ощущаешь себя песчинкой. Конечно же, все приехавшие сразу достали телефоны и фотоаппараты.
Крики на разных языках доносились со всех сторон, особенно повеселила семейка то ли китайцев, то ли корейцев, которые постоянно ругались и вырывали друг у друга из рук цветастую «мыльницу».
Ко мне подошли парень с девушкой, которые попросили сфотографировать их на фоне обрыва и бурлящего океана. Улыбнуло, что ребята отдали мне телефон и встали в большую лужу. После разговора выяснилось, что у них какие-то хитрые ботинки, которые совсем не промокают. Мне осталось только позавидовать.
Краткое содержание статьи (кликабельно)
На смотровой площадке установлен постамент с большим крестом на вершине
Внизу же есть табличка, на которой указаны координаты мыса и строки поэта Камоеша «Место, где кончается земля и начинается море». Меня это настолько впечатлило, что я даже вынес эти слова в заголовок статьи.
Приходится следить за расписанием, скоро последний автобус. В ожидании забрел в магазинчик и купил пару магнитов на холодильник. На улице смеркалось, и вот уже маяк зажегся из-за наступающей темноты. Недалеко от остановки растет огромный кактус, они достаточно часто попадались мне во время поездки в Испанию. Особенность этого конкретного образца заключалась в наскальной, то есть налистной живописи.
Обычно в России надписи типа «Вася + Таня = Любовь» вырезают на деревьях или скамейках.
Здесь с первым, также как и со вторым — беда. Деревьев нет, скамейки каменные. Поэтому приезжие оставляют весточки о своем вояже на кактусе. Нашел даже пару надписей на русском языке. Ребята из Орла и Питера, если читаете эту статью, огромный Вам привет!!
Автобус появляется немного позже, чем должен был приехать по расписанию. По лицам ожидающих читалось, что народ нервничал. Когда вдали показались фары, все вокруг вздохнули с облегчением и засуетились. Я бросил прощальный взгляд на обрывистый берег и отбыл в сторону Кашкаиша под ставшим уже привычным дождем.
Курортный город Кашкаиш расположен на побережье,
отлично приспособленном для пляжного отдыха. Что, собственно, и должно было помочь в осуществлении моих планов. Еще до поездки в Португалию я поставил себе цель – искупаться во всех 4 океанах планеты. Индийский и Северный-Ледовитый уже были. Теперь пришла очередь Атлантического.
Автобус высадил всех пассажиров на конечной остановке и скрылся в темноте. На улице было промозгло и сыро, но меня жутко радовал тот факт, что дождь наконец-то прекратился. Двигаясь по карте мимо кафе и магазинов с сувенирами, я через некоторое время вышел к большой воде. Отличный пляж открылся моему взору. Там было достаточно людно, несмотря на наступившую темноту и всеобщую португальскую тенденцию исчезать с улиц уже в 8 вечера.
Посмотрев карту, я пошел в сторону более обширного пляжа в надежде, что там не будет любопытных глаз, да и переодеться хотелось без привлечения излишнего внимания. Через 10 минут поисков удача мне улыбнулась. Просторная песчаная полоса, хороший заход в воду, народа почти нет.
На песке возле воды сидят два парня, смотрят на море и о чем-то тихо переговариваются. Изредка мимо пробегают или проезжают на велосипедах люди, исповедующие здоровый образ жизни. Очень часто с этими персонажами рядом бежит собака. Удобно же, когда совмещаешь приятное с полезным. Сам разминаешься и собаку выгуливаешь.
В ближайшем темном углу скидываю вещи, надеваю плавки и с разбега залетаю в волны и пену. Вода холодная, она очень бодрит, но, в принципе, терпимо. Заплываю подальше, пару раз окунаюсь. Все, галочка поставлена. Можно выходить на берег. Два тела, сидящие неподалеку, даже не пошевелились. Похоже, картину, когда какой-нибудь сумасшедший зимой купается в океане, они наблюдают каждый день.
Оказавшись на суше, почувствовал тепло, которое постепенно разлилось по всему телу. Ни капельки не было холодно. Спокойно оделся и отправился к ближайшему МакДональдсу, где отпраздновал покорение очередного океана какой-то сухомяткой, запив ее кофе.
Теперь можно двигать обратно в столицу Португалии, Лиссабон
Но сначала зашел в находящийся рядом с вокзалом супермаркет JUMBO, где приобрел съестные сувениры, чтобы взять их с собой на Родину. Сеть этих магазинов широко распространена в Европе, в торговом зале огромный выбор товаров, начиная с ноутбуков и телефонов, заканчивая вином и козьим сыром. В общем, есть, где разгуляться. Купил целый пакет ништяков для друзей, мандарины и клубнику для себя. Теперь уж точно можно ехать обратно.
Со всеми своими вещами загрузился в электричку и спокойно доехал до столицы Португалии. Кстати, на это направление тоже действует Лиссабонская карточка. В дороге меня развлекала стайка подростков. Они, кажется, направлялись в ночной клуб и что-то очень бурно обсуждали, периодически выбегая на платформы, когда электричка останавливалась у перрона.
После прибытия в столицу я проехал несколько станций на метро, и вот уже показался мой гостеприимный хостел. Душ!! Спать!!
День 3 (18 января 2014)
Утро началось все в той же кафешке со вкусными булками. Здесь не принято особо напрягаться, но сегодня все еще более расслабленные, потому что наступила суббота. Люди лениво потягивают кофе и как будто с неохотой смотрят на улицу. На этот раз я выбрал булку с омлетом и ветчиной. Очень сытная еда, надо сказать. После завтрака я окончательно проснулся. По плану сегодня Лиссабон.
Решив изменить привычный маршрут, я выдвинулся к той ветке метро, с которой еще ни разу не уезжал. По пути крутил головой по сторонам и заметил крайне занимательные картины, касающиеся парковки в городе.
Как Вы знаете, в Европе практически во всех крупных города мало места, поэтому почти все парковки платные. Если же попадается клочок земли, где машину можно оставить бесплатно, его тут же занимают.
А как здесь паркуются люди! Вы бы видели! Настоящие мастера! Вот одного такого аса я и запечатлел. Похоже, по звуку заезжал. Хотя при осмотре оказалось, что бамперы целые, и даже не поцарапанные.
Загадка!
На метро я вновь добрался до вокзала Россио. Моя цель –
уличный лифт Санта Жушта,
который запущен в эксплуатацию в далеком 1902 году. Дело в том, что Лиссабон и окрестности расположен в предгорьях хребта Сьерра-Синтра. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на планировку и застройку города. Иногда соседние улицы находятся на очень разной высоте. И лифт, созданный в начале 20 века, призван помочь незадачливым пешеходам.
Сейчас данное сооружение больше используется для того, чтобы катать туристов. И аттракцион пользуется спросом. Ты заходишь в деревянную кабинку и поднимаешься на высоту 7 этажа. После чего спокойно выходишь на другой улице. Погуляв по окрестностям, наткнулся на какое-то госучреждение, охраняемое часовым с саблей. В лучших традициях жанра этот персонаж стоял без малейшего движения.
На обратном пути я поднялся на смотровую площадку, расположенную над лифтом. Надо ли говорить, какие шикарные виды на достопримечательности Лиссабона открываются? Это и площадь Коммерции, и Цитадель, и площадь возле вокзала Россио. Рай для любителя держать фотоаппарат в руках!
Хорошая погода позволила немного погреться на солнышке, подставив лицо ветру!
Наснимав вдоволь, спускаюсь вниз и двигаюсь дальше. Добавлю, что покататься на лифте мне опять помогла Лиссабонская карточка. Без нее мне бы пришлось расстаться с 15 евро.
Следующий пункт программы –
Цитадель или Замок Святого Георга.
На ближайшей остановке я сел в 12 трамвай, который со скрипом повез меня в гору. Эти старинные трамвайчики, которые местные жители называют не иначе, как «собачья будка», достойны отдельного упоминания. Похоже, с момента их выпуска в бородатых 50-х или 60-х годах мало что изменилось.
Весь салон сделан из дерева, поэтому на поворотах раздается подозрительный скрип. Внутри одни пенсионеры, которые едут домой с покупками. Передвижение крайне неспешное по Лиссабону. Кажется, что если бежать рядом, можно обогнать и оторваться от этого желтенького монстрика.
По легенде, во времена диктатора Салазара, выходившие на демонстрации студенты мазали рельсы мылом. При этом трамваи буксовали и перекрывали улицу, образую неплохую баррикаду.
При постепенном продвижении к вершине холма не перестаю крутить головой. Мы пробираемся по узким улицам, и в один прекрасный момент внизу слева появляются черепичные крыши. Похоже, забрались на самый верх.
Выхожу на ближайшей остановке и оказываюсь на небольшой смотровой площадке, заполненной гуляющими местными жителями и туристами.
С высоты видно старый квартал Лиссабона прихотливой застройки. Дома спускаются прямо к реке, по которой проплывают прогулочные катера и груженные под завязку баржи.
Остается финишный рывок. Поднимаясь к цитадели, сталкиваюсь с забавным средством передвижения. На таких трехколесных мотороллерах можно покататься за деньги, и тебе даже проведут экскурсию по окрестностям. Тук-туки, как правило, кучкуются возле самых раскрученных туристических мест и опознаются по очень громкому звуку выхлопа с сизым дымом!
По дороге асфальт пропадает, уступая место гулкой и неровной брусчатке. Кажется, что идти стало немного труднее. Но я бодро осилил оставшееся расстояние, остановившись лишь возле туристов, глазеющих на средневековой писсуар под открытым небом.
Эта незатейливая конструкция состоит из вывески, дырки в стене и металлической шторки. Совершенно понятно, что при огромном количестве проходящего мимо народа никто не пользуется сооружением по прямому назначению, все лишь улыбаются, показывают пальцем и делают снимки.
Огромные ворота венчают собой первый круг обороны. Входя в них, оказываешься на новой улочке с очень колоритным антуражем. Одно белье, которое сушится на веревках, чего стоит. С билетами иду к новым воротам и попадаю на территорию крепости. Все здесь пропитано духом средневековья. Мощенные огромными неровными камнями улочки, заржавевшие пушки и статуи грубой работы помогают ощутить эту атмосферу в полной мере.
Первая крепость появилась здесь в 138 году до нашей эры,
и потом тут возводили укрепления римляне, вестготы, арабы. Свой нынешний вид бастионной облицовки возвышенность стала приобретать с 1148 года, после того как король Альфонсо (Alfonso Henriques) вытурил отсюда мавров.
Возле входа в саму крепость важно прогуливаются павлины. Кажется, они привлекают к себе больше внимания, чем вся старина вокруг. Проходящие мимо туристы цокают языками и достают фотоаппараты! Иногда доходит до смешного! Забыв про все вокруг, люди ходят за павлином в надежде, что тот раскроет свой пышный хвост! Забавно наблюдать, когда толпа откровенно гоняется за бедной птицей!
Бродячих животных в Португалии я не видел
Видимо, здесь с этим строго. Но в самой крепости меня встретили довольные пузатые коты. Они ведут себя очень достойно и не выпрашивают еду. Только изредка подходят знакомиться к новым посетителям, тщательно их обнюхивая. Но чаще не обращают ни на кого внимания, приводя себя в порядок прямо на мостовой. Похоже, их тут считают местными жителями. Рискну предположить, что они даже состоят на довольствии, как и павлины.
С погодой сегодня повезло. Яркое солнце и отсутствие облаков позволяют рассмотреть весь Лиссабон. Он перед тобой как будто на ладони. Видно практически весь исторический центр, все достопримечательности, можно проследить, как меняется застройка ближе к окраинам. Налюбовался вдоволь и поймал себя на мысли, что здесь можно остаться на долгое время. Само место очень успокаивает и умиротворяет.
Собрав волю в кулак, покидаю Цитадель. От ее ворот автобус 737 маршрута спускается вниз мимо главного собора Лиссабона Se Cathedral и довозит меня до площади возле вокзала Россио, откуда я еду на метро до станции Cais do Sodre, а потом на электричке до района Белем. Ведь там еще столько интересного хочется посмотреть!
Выйдя с платформы, оказываюсь на набережной возле Монумента Первооткрывателям
Сейчас этот памятник открыт для посещения, и я очень удачно захожу внутрь, потому что на улице опять начинается дождь, внося диссонанс в мою прогулку. Получаю скидку, воспользовавшись Lisboa Card, и поднимаюсь на самый верхний этаж, где расположена смотровая площадка.
Обозревая вокруг вся красоту в виде парков, фонтанов, памятников архитектуры, и прочих достопримечательностей, опустил глаза вниз. Возле подножья памятника выложена плиткой интересная композиция в виде карты мира и розы ветров с меткой, указывающей на север.
Надо отдать должное создателям монумента, с душой подошли к своей работе. Все вокруг пропитано духом Великих Географический Открытий. Тем временем народ все активней пребывает на смотровую площадку. Становится немного тесно.
Монумент Первооткрывателям построен в честь 500-летней годовщины смерти Принца Генриха Мореплавателя,
главного вдохновителя португальских путешественников, также известного как Генрих Навигатор. Памятник представляет собой 52-двухметровую плиту из бетона, врезанную в нос корабля. Сторона, направленная от воды, выполнена в форме меча, хотя некоторые видят там крест.
Со стороны реки изображены Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Педру Алвареш Кабрал (известный тем, что открыл Бразилию), Фернандо Магеллан (известен тем, что в 1520 году пересек Тихий океан), поэт и писатель Камоинш и многие другие селебритиз того времени. Авторами памятника стали португальские художники, архитектор Коттинелли Тельмо и скульптор Леопольдо де Алмейда.
Изначально Монумент был создан как временный маяк для португальской Всемирной Ярмарки 1940-го года. Так как он был построен из непрочных материалов, в 1960 году здесь провели реконструкцию. При строительстве использовался бетон и розовый камень, доставленный из Лейриа, центрального региона Португалии, а изваяния были вылеплены из известняка, привезенного из Синтры. Внутри памятника сегодня находится мультимедийная библиотека, содержащая информацию об истории Лиссабона, в ней также проводятся выставки и концерты.
Кажется, дождь закончился. Шлепая по лужам, добираюсь до одного из причалов со множеством яхт и катеров. В субботу здесь особенно оживленно, ведь не зря Португалия считается морской державой. Кто-то выходит в море под парусом, а кто-то учит детей управлять маленькими лодочками.
Отмечу, что массовость занятий физкультурой и спортом поражает. Очень много людей бегает по набережной или гоняет на велосипедах. А уж о количестве футбольных стадионов на душу населения в стране я просто молчу.
Вот вдали показалась еще одна точка моего маршрута по столице Португалии –
достопримечательность под названием сторожевая башня Белем.
Дрейфуя в ее направлении, отмахиваюсь от назойливых мужичков, которые пытались продать мне очки Ray Ban за 5 евро, а также от каких-то местных цыган, которые просят дать ребенку на пирожок. Приходится ускорять шаг и на ходу проверять рюкзак.
Самые рьяные и общительные товарищи тусуются возле старого самолета на постаменте. Судя по надписям, в 20-е годы прошлого века португальцы на нем совершил полет из Лиссабона в Рио-де-Жанейро. Первый перелет через Южную Атлантику, так сказать. По слухам, портвейн, который везли на борту, так и не долетел до Бразилии 😉
Сама башня расположена на берегу реки. Чтобы попасть внутрь, надо пройти по мосту через узкий пролив. Достаю Lisboa Card и прохожу через турникет совершенно бесплатно.
Башня была построена в 1515—1521 годах в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию и служила поочерёдно небольшой оборонительной крепостью, пороховым складом, тюрьмой и таможней. Четырёхэтажное сооружение из белого камня высотой 35 метров, как и монастырь Жеронимуш, выстроен в стиле «мануэлино», который можно встретить только в Португалии.
Украшения башни – знаки престижа короля – включают все мануэлинские символы: канаты, обвивающие здание и образующие элегантный узел, кресты Военно — Христианского Ордена и натуралистические элементы, такие как носорог — первые во всей Европе изображения такого рода на камне.
Над лоджией расположен гербовой щит короля Мануэля I, в честь которого и получил название выше упомянутый архитектурный стиль. Три стороны памятника украшены балконами. Каменные кресты вдоль балюстрады лоджий олицетворяют португальских крестоносцев.
Для перемещения между этажами башни есть только винтовая лестница. Настолько узкая, что по ней может пройти только один человек. Во избежание заторов, на каждом этаже установлен своеобразный светофор, показывающий, в какую сторону идет движение в данный момент. Правда, даже это устройство не всегда помогает, и вполне можно застать шагающих вверх людей при горящей зеленой стрелке, указывающей вниз.
Возле мостков, ведущих к башне, сидит мужчина с аккордеоном. Он играет какие-то простые мелодии, по-моему, звучала даже «Катюша». Рядом с ним — маленькая собачонка, одетая в смешной цветастый наряд, которая держит в зубах маленькое ведерко, куда проходящие мимо кидают монетки. Пес очень терпеливый и никуда не уходит от своего хозяина.
Закончив с осмотром, я вновь оказался возле монастыря Жеронимуш,
также известного как Монастырь Святой Марии, покровительницы моряков. Монастырь сооружался в соответствии с размахом эпохи: он возводился по таким грандиозным проектам, что строительство его так никогда и не было завершено в полной мере. Место было выбрано не случайно.
Здесь первоначально была часовня, где Васку да Гама и его команда проводили вечера в молитве перед отъездом в Индию. Строительство началось по проекту архитектора Диогу Бойтака в 1502 году и продолжалось более ста лет. Отмечу, что монастырь в комплексе со сторожевой башней внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На территории Жеронимуш расположено несколько музеев, ни одним из которых я в тот момент не прельстился. Осилил только зайти в католический храм и осмотреть его изнутри. Само помещение похоже на церкви, которые я видел в Европе раньше. Убранство богатое и строгое.
Везде цветные витражи с библейскими сюжетами, попадаются усыпальницы известных людей, например, поэта Луиша Ваш ди Камоинша, слова которого выбиты на памятнике на мысе Рока. Строительство собора осуществлялось за счет налогов со специй, драгоценных камней и золота. Сооружение воспринималось как символ уверенной в себе, глубоко верующей нации.
До запрета религиозных орденов в 1834 оно принадлежало ордену Св. Иеронима.
Если идти от монастыря в сторону центра Лиссабона,
обязательно окажешься возле Президентского дворца.
Весь комплекс достаточно симпатичный, но почему-то эта достопримечательность выкрашена в бледно-розовый цвет. Надо сказать, что это меня немного смутило. Никак не ожидал, что резиденция главы государства окажется именно такой цветовой гаммы. Также здесь расположен Музей Президентства. Видимо, для воспитания патриотического духа местных жителей.
Практически через стенку от резиденции президента расположен Музей Карет. Напротив строится новое современное здание для этого собрания транспортных средств. Видно, президенту ну очень нужно помещение музея, где сейчас располагается удивительная коллекция!!
Португалия, как я уже писал, только в 1910 году стала республикой. До этого страной, как не трудно догадаться, управляли монархи. Пышному образу жизни королей соответствовали шикарные дворцы, и, конечно же, великолепные кареты. Причем большинство из них сохранилось в очень хорошем состоянии. В первом зале представлены кареты церемониальные. Они использовались в каких-то торжественных случаях, будь то коронация, свадьба или большой государственный праздник. Возле каждого транспортного средства есть табличка, где вкратце описана его история. Так вот, какой же необыкновенный транспорт был у королей!! Даже сейчас он вызывает восторг и восхищение. Покрытые резьбой, расписанные великолепными художниками и украшенные позолотой, они и в наши дни говорят о том, что принадлежали царственной особе, а не просто богатому человеку.
Особенно впечатлила одна из карет после реставрации. Скульптурная группа в ее задней части символизирует встречу Тихого и Атлантического океанов. Представьте, сколько труда было затрачено, чтобы изготовить такое великолепие! Около минуты я просто стоял и молчал. Потом опомнившись, начал фотографировать.
Во втором зале представлены кареты куда как проще. Они использовались для путешествий, прогулок и перемещения святынь. Конечно, они не столь нарядные и помпезные, но тоже интересно посмотреть.
Кажется, я в тот день уже набрался впечатлений
Хотелось развеяться. Доехав на электричке до станции Алькантра – Мар, я оказался в очень симпатичном подземном переходе, над которым потрудились талантливые художники. Практически все стены расписаны картинами жизни столицы Португалии. Есть здесь и смотровые площадки, и трамвайчики, и электрички до Кашкаиша. Полюбуйтесь и Вы!
Моя цель – остановка 161 автобуса, на котором за 2.30 евро
я еду по мосту 25 апреля и попадаю в Кошта-Капарику
Это небольшой городок на другом берегу реки Тежу, знаменитый своими обширными пляжами. Замечу, что это место очень популярно среди жителей Лиссабона. Если Вы хотите оказаться на берегу океана, то Вам именно сюда.
Когда идешь от конечной автобусной остановки, шум волн слышно издалека. Этот ревущий и бурлящий звук трудно спутать с чем-то другим. От домов вода отделена песчаной полосой шириной метров 150. На ней построены однотипные кафе с небольшими верандами.
Народа очень много, в Португалии выходной. Люди гуляют семьями, катаются на велосипедах или просто сидят с чашкой кофе за маленькими столиками. Ветер холодит лицо, волны обдают брызгами. Погода снова меняется. А мне сразу вспоминается отрывок из фильма «Достучаться до небес», когда один из главных героев рассказывал про море.
Помните? «На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах, и еле видимый свет, словно от свечи, горит где–то в глубине».
Оказалось, я могу достаточно долго бродить по пляжам
Окружающая природа и дома вдали вводят меня в какое-то подобие транса. В голове нет никаких лишних мыслей, ты только смотришь по сторонам и наслаждаешься моментом. Через какое-то время на свежем воздухе пустой желудок напоминает о себе, и я захожу в ближайшее кафе чем-нибудь перекусить.
Несколько заведений общепита носят имя Барбаш, что переводится как Бородатый. Их владелец носит пышную бороду, и знаменит в первую очередь тем, что, являясь самым преданным фанатом португальской Бенфики, не пропускает ни одного матча этого клуба. В витрине кафе даже можно увидеть фотографию этого необычного персонажа.
Во время трапезы опять налетают тучи, и начинается проливной дождь. Еда моментально проглочена, горячий чай выпит. Смотрю на окружающую действительность за окном. Погода на улице становится все более суровой, наводя на грустные мысли. Пора обратно. Бреду чуть ли не по колено в воде к остановке.
В кроссовках предательски хлюпает. Но меня спасает показавшийся вдали павильон конечной станции, где я наконец-то смог укрыться от непогоды. Далее стандартный маршрут обратно — автобус, метро, хостел. Душ!! Спать!
Заключительную, четвертую часть рассказа о поездке в Португалию читать тут.
Редакция приключенческого проекта «На Грани» благодарит Дмитрия Комолова (Рязань, Россия) за данную статью.
Фотографии — автора. Орфография, стиль и пунктуация — полностью сохранена.
Вы можете присылать нам свои материалы, мы с удовольствием размещаем хорошие и адекватные статьи сторонних авторов. Контакты редакции можно найти тут.