fbpx
Ваш рейтинг статьи:
[Total: 1 Average: 5]

Ливерпуль — город в Англии, в котором я побывал и мне есть, что рассказать

Лого ontheedge.ru"/>
7 марта 2017Автор: ДмитрийРубрика: Места

Ливерпуль — город в Англии, где я побывал

Когда получаешь рейсовое задание с грузом цемента, ты не особо рад. Довольно непростая погрузка, и ещё хуже выгрузка, после которой нужно особо тщательно зачищать трюма и отмывать пароход. Однако, увидев в графе «Port of discharging» (порт выгрузки) Гарстон – пригород Ливерпуля, стало радостно, невзирая на не самый приятный груз.

Тем более, что под выгрузку нам давалось несколько дней, что бывает нечасто. А всё потому, что, по какой-то причине, нас могли выгружать только ночью и вдобавок ожидалась дождливая погода, в которую подобные грузы не обрабатываются. То есть предстоящий вояж сулил возможность несколько дней погулять по Ливерпулю. Возможность была реализована, и я могу поделится впечатлениями от знакомства с этим интересным городом и попробовать для себя еще раз понять, чем известен город Ливерпуль в мире.

Вид на Ливерпуль с судна с реки

Гарстон, как и Ливерпуль, находится на правом берегу реки Мёрси (Mersey) впадающей в Ливерпульский залив Ирландского моря. Если кто-нибудь слышал, что жителей этого города называют Мерсисайдцы, так это вот откуда – Mersey-side. Так называется графство, центром которого является Ливерпуль.

Чтобы добраться из порта Гарстона до центра Ливерпуля нужен примерно час: полчаса до ж/д станции пешком и столько же на поезде.  Пожалуй, не ближний путь от парохода, но мне это не важно, если есть возможность посмотреть Ливерпуль город в Англии, то я уж лучше меньше посплю. Чтоб было понятно: время в порту – это не время отдыха.

В зависимости от того, как работает порт, это либо рабочий день, либо по вахтам.  В тот день моя вахта начиналась в полночь, а в порт мы прибыли где-то в 7 вечера. Я решил не терять время и сразу же направился в сам Ливерпуль. Во многом потому, что мне стало известно о матче «Ливерпуль» — «Арсенал», который в этот вечер проходил на стадионе «Энфилд».

Стадион «Энфилд»

Любители футбола поймут, как громко звучит эта вывеска. И мне было интересно если не попасть на футбол, то хотя бы побывать рядом, дабы прочувствовать атмосферу, ведь так как любят и болеют футболом люди в Англии, это просто надо видеть. Найти стадион было очень просто, достаточно было увязаться за кем-нибудь в красно-белом облачении символики «Ливерпуля». От одной из станций метро ходил специальный бесплатный автобус для болельщиков.

В том басе я увидел лютых английских фанов, лысых татуированных с голым торсом, невзирая на середину января, но более забавными были старички и бабульки, тоже экипированные символикой. Добравшись, я попытался пройти на стадион, но, оказалось, это не так-то просто, основная масса болельщиков ходит по годовым абонементам, а разовые билеты были только у спекулянтов, которые просили по 80 фунтов за билет (по курсу на тот момент более 7000 рублей), у меня просто не было с собой столько. Но я всё же не пожалел, что приехал, энергетика была бешенная в тот вечер.

Сам стадион с внешней стороны меня не впечатлил особо, всё интересное в нём находится внутри. Игра закончилась 3:3 и автобусы в тот вечер были заполнены невесёлыми людьми, возвращавшимися с футбола, они так хотели, чтоб их клуб победил… Побродив немного по центру, я вернулся обратно на судно, где меня ожидала выгрузка цемента.

Район «Ливерпульский порт». Вид на Музей Ливерпуля и «Ройал Лайвер Билдинг»

На следующий день я запланировал поездку в район Ливерпульский порт, место интересное как в архитектурном, так и в историческом плане. По сути это не действующий порт, а часть города, которая включает в себя несколько мест, отражающих разные периоды богатой морской истории Ливерпуля.

Комплекс сооружений Ливерпульского порта включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. А с точки зрения истории — это место, прежде всего, интересно тем, что из расположенного здесь Альберт-дока выходили суда с сотнями европейцев, которые в поисках лучшей жизни отправлялись в Америку.

Прежде всего это были ирландцы, через Ливерпуль бежавшие от войны и разрухи. На данный момент в США проживает почти в два раза больше этнических ирландцев, чем в самой Ирландии. Кстати, это вторая по количеству этническая группа в Америке, после немцев, именно их потомков больше всего в США, а этнические англичане идут лишь на третьем месте. Но две эти группы вместе с шотландцами образовали англоязычное большинство, в связи с чем английский стал главным языком США. Почему я привожу в повествовании о Ливерпуле факты, касающиеся США? Потому что, как я вижу, история штатов тесно связана с Ливерпулем, который в своё время был главным портом, связывающим два континента.

Долгое время это был крупнейшим порт мира с огромным грузо- и пассажирооборотом. Помимо европейцев, через Ливерпуль в Америку поставлялись тысячи рабов из Африки. Как существуют торговые пути в международном грузовом обороте, так существовал путь поставок рабочей силы с чёрного континента. Изначально рабы завозились на перевалочную базу в Ливерпуль, откуда трансатлантические суда везли их в Америку. В память об этом в Ливерпуле находится крупнейший в мире Музей Рабства.

Вид на Альберт-Док из Музея Ливерпуля. В здании возле парусника «Музей Рабства»

На данный момент, действующий порт перенесён в другое место, а здесь находится культурный центр. Однако многое осталось в том виде, как это было, когда док функционировал. И здесь я хочу провести краткий дискурс в то, что собой представляет док. Как я уже говорил, город Ливерпуль стоит на реке Мёрси. Устье реки довольно глубоководное, что позволяет пройти по ней морским судам, но река подвержена сильным приливо-отливным явлениям.

Разница глубины в одном месте в течение дня может составлять до 10 метров. Во время отлива вода попросту уходит, и в некоторых местах, которые ещё во время прилива были довольно глубоки, её совсем нет. Поэтому суда заходят в порт по большой воде, во время прилива. А для того чтобы в отлив судно не стояло на мели, сооружаются специальные доки – особые закрытые гавани, окружённые причалами, к которым встают суда. В доке уровень воды всегда поддерживается на одном уровне, для этого между доком и рекой устанавливаются шлюзы – своего рода ворота.

Когда судно заходит в шлюз, двери закрываются, и специальной помпой уровень воды поднимается до того же уровня, что и в доке. Тогда двери в док открываются и судно в него заходит. То же самое происходит и когда судно уходит, только тогда уровень воды в шлюзе устанавливается в соответствии с уровнем реки в этот момент. Подробнее о портовых сооружениях я ещё расскажу в специальной статье.

Насосная станция   

                                     

Морской музей Мерсисайда (бывший склад)

Альберт-док, построенный в середине 19-го века был весьма смелым для своего времени сооружением. Впервые в строительстве дока не использовалось дерево, такого количества складов не имел ни один другой порт, а товары можно было разгружать, перенося прямиком на эти склады. И прочие конструкторские новинки были реализованы здесь впервые.

Хоть вид здесь немного мрачноват, за счет тёмного кирпича и непривычной конструкции окон (к ним крепились подъёмники, с помощью которых груз можно было поднимать внутрь прямо с палубы корабля), это место завоёвывает своей атмосферностью, являясь главным центром притяжения туристов в городе. Все складские помещения внутри перестроены под магазины, музеи, бары.

Гавань Альберт-Дока

Пребывая в Альберт-доке, я включил фантазию и представил его в середине позапрошлого века: трансатлантические пароходы и люди, толпящиеся в очереди за билетом в новую жизнь, как много судеб сплетались здесь… Тут сновали дамы в шляпах и их богатые мужья, отправляющиеся в Штаты, чтоб построить новый бизнес в стране возможностей; и множество бедного народа в надежде найти работу в Америке; и те кто бежал от войны или правосудия; и просто авантюристы…

Здесь начиналась новая жизнь для десятков тысяч людей. А для кого-то это был путь в рабство… Тонны заморских грузов перемещались с кораблей на складские помещения с которых расходились по всей Англии, а продукция местного производства, отправлялась в другие страны, делая местных капиталистов всё богаче.

Для того, чтобы просмотреть все достопримечательности Ливерпуля

и побывать во всех интересных местах только этого района, нужно несколько дней.  Очень много музеев и они велики. После общего осмотра района, я посетил Музей Ливерпуля, и только на это потратил часа три. Что примечательно, вход абсолютно бесплатен. Для Англии — это норма.

В музее наглядно показана история города ещё со времён, когда Великобритания и Европа были одним континентом (об этом факте я там и узнал). В последние несколько столетий город играл большую роль в мировой истории, был одним из центров промышленной революции. Но всё что имеет рассвет, имеет и упадок. Сейчас Ливерпуль является «депрессивным» городом, производства закрываются, безработица, молодёжь уезжает.

Экспонат в Музее Ливерпуля

На другой день я вновь поехал в район Ливерпульского порта. Было интересно посмотреть, что представляет собой Международный музей Рабства. Кстати, помимо темы рабов, там присутствуют и экспонаты затрагивающие быт эмигрантов из Европы. В таких разных условиях и по разным причинам и те, и другие покидали Старый Свет в один и тот же исторический период.

Royal Liver Building

Но сперва я осмотрел ту часть района, которую не успел днём ранее. Ещё во время прохождения по реке я заметил большое монументальное здание с большими часами в одной из его башен. И вот оно передо мной – Royal Liver Building. Ещё один символ города и подтверждение того, что Ливерпуль город особый. Построенное в 1911 году, одно из первых в мире высотных зданий из железобетона, до 1932 года оно было самым высоким зданием Европы, а до 1961 года, Великобритании.

Часы на его башне имеют диаметр 7,6 метров. Это на 60 см больше чем у Биг-Бена, что делает их самыми большими в Соединённом королевстве. Запущены они были ровно в минуту коронации короля Георга V, дедушки нынешней королевы. Смотрят часы в двух направлениях – на реку и на город. Как и Ливерпульские птицы, высотой 5,5 метров, расположенные на обеих башнях здания и прикованные к ним цепями. По приданию, когда они улетят, город прекратит своё существование.

              

Международный Музей Рабства

Музей истории рабства, уже исходя из своего названия, не может не быть мрачным местом. Тёмная атмосфера, соответствующая музыка, пронизывают посетителя неприятными ощущениями, которые хоть и не передадут в полной мере подавленное состояние души в неволе, но всё же настроят на восприятие ужаса рабства.

В музее представлены экспонаты орудий пыток, сохранившиеся фотографии групп рабов, карты с маршрутами, которые преодолевали суда с трюмами полными рабов, а также немало экспонатов, рассказывающих о культуре и быте племён, которые вывозились европейцами с целью сложных физических работ. Помимо этого, как я уже упоминал, экспозиции, рассказывающие о быте европейских эмигрантов, том, что побуждало их покидать Европу и их первых шагах в зарождающемся американском обществе.

Поселения народов до захвата в рабство

Орудия и агрегаты пыток

Европейские эмигранты

Следующим музеем, который я хотел посетить был музей истории Битлз. Мне, увы, не удалось, так как не имел нужной суммы наличных фунтов, однако в рассказе о Ливерпуле нельзя не упомянуть об этой культовой группе. Сейчас для нашего поколения известно лишь то, что некогда существовала такая крутая группа и все её слушали. Нам сложно представить какое культурное влияние «Битлы» оказали на весь мир.

Они были пионерами во многом и достигли небывалой популярности, весь мир сходил с ума от их музыки. Их нововведения стали стандартами. Причёски «Ливерпульской четвёрки», как ещё их называют, их манера одеваться, поведение, в 60-х стали для молодёжи эталоном. Повсеместное поклонение и истерия по поводу «Битлз», даже получили своё название как социальное явление – «битломания». Общемировой фурор произвели обычные парни из рабочих семей Ливерпуля, не имевшие никакого музыкального образования. В Ливерпуле, как в продвинутом в культурном отношении городе, крупном порте, где в первую очередь появлялись заокеанские новинки, образовалось множество команд, играющих рок-н-ролл.

Как правило, все подражали американским группам, однако со временем появился присущий Ливерпулю стиль музыки, названный мёрсибитом, но названию всё той же реки Мёрси. Встреча в 1957 году Джона Леннона и Пола Маккартни, и последующее образование группы «Битлз», привели к триумфу этой музыки сперва в Великобритании, а потом и всём мире.  Они в корне изменили рок-н-ролл и выделили рок, как отдельное понятие и высокое искусство, возвысив его из танцевальных мелодий в серьёзную музыку.

Благодаря этим парням весь мир услышал и особый ливерпульский диалект английского языка – скауз. Он отличается от классического инглиша произношением, темпом речи и присущими скаузу словами и выражениями, которые поймёт только скаузер. По своему опыту скажу, что сложнее общаться на английском мне было только в шотландском Глазго, где тоже свой особый английский — Glaswegian, там вообще ни я не мог понять местных, ни они меня. Даже в Ирландии с её особым акцентом было попроще, чем в этих двух городах. Этот диалект связан снова с портовым положением города.

Так как было много приезжих и моряков из Ирландии, Шотландии, Скандинавии и Германии, произошло большое языковое смешение, что и привело к формированию особого наречия, которое в последствии распространилось по всему графству Мерсисайд и к этому моменту уже дошло до Уэльса.

Конец вечера я решил посвятить прогулке по шоппинг-центрам Ливерпуля. Подкрепившись в китайском ресторане, где за 15 фунтов ты допускаешься к шведскому столу и можешь лопать сколько в тебя влезет, я отправился на судно.

На следующий день, отдохнув после ночной вахты, я вновь направился в город. В этот раз мне повезло, судовой агент Брайан как раз направлялся в центр и мне не пришлось идти пешком до метро. К тому же, путь до Ливерпуля на машине куда интересней чем в вагоне. Уже в самом городе я увидел огромный собор.

Я попросил Брайана остановиться. Как оказалось, это Ливерпульский собор – крупнейший в Британии и пятый в мире. Также по одним данным крупнейший собор англиканской церкви в мире, с чем, правда, не согласны в Нью-Йоркском соборе Иоанна Богослова. В любом случае он просто огромный, мне он казался чем-то очень величественным и, в то же время, мрачным.

Его не так-то просто сфотографировать целиком с того расстояния, что позволяет место на улице перед ним. Высота башни — 101 метр. Его колокол, и с этим никто не спорит, является крупнейшим в мире из звонящих. Его вес 31 тонна.  Строился собор аж 66 лет с 1904 по 1970. Были большие перерывы в строительстве по разным причинам, главная из которых Вторая мировая, но в итоге вот он. Стоит и завораживает своей огромностью.

Ливерпульский собор

Далее Брайан отвёз меня до центра, и я решил просто побродить по улицам. Мой главный помощник в путешествиях Гугл мне поведал о наличии ещё парочки интересных соборов в Ливере. К ним я и направился.

Первым на моём пути оказался собор Святого Луки. Это своего рода местный коллизей. От церкви остались лишь стены. Случилось это по воле немцев, которые во время своего блица в мае 1941-го скинули на столицу Мерсисайда тонны бомб. Здание местные власти решили сохранить как памятник о тех ужасных событиях. Однако, теперь оно не просто стоит как пугающий призрак войны, но и является площадкой для летних концертов. Весьма оригинально на мой взгляд.

Собор Святого Луки

Ливерпульский Метропольный Собор, к которому я двинулся далее, явил собой самое необычное религиозное сооружений из прежде мной увиденных. Абсолютно согласен с местными называющими его «Paddy Wigwam» (Ирландский вигвам). Именно вигвам был первой ассоциацией, которую он вызвал. А ирландский потому, что католический, так как англичане — англикане.

Построен он был для ирландской части населения города, которая существенна. В вере, кстати, по большей части и заключается весь сыр-бор между англичанами и ирландцами. В противостоянии, не прекращающемся по сей день очень весома религиозная подоплёка. По такому принципу и разделена Ирландия на Северную Ирландию с протестантским большинством, входящую в состав Соединённого Королевства и Республику Ирландию, где большинство -приверженцы католицизма, который является неотъемлемой частью их национальной идентичности. Это был очередной дискурс в национальные вопросы.

А что касается собора, то он очень впечатляющий, прежде всего оригинальностью, и это учитывая тот момент, что не всё воплотили в жизнь из-за войны. Несмотря на схожесть с вигвамом, он по ощущениям отсылает меня к средневековью, хоть и был построен в конце 50-х. Внутренняя обстановка, также завораживающая, конусообразность окружающего пространства создаёт впечатление необъятности, которое усиливается цветовой гаммой верхней части подкупольного пространства, своим тоном напоминающей ночное туманное небо. Внутреннее убранство довольно просто и неброско. От чего абсолютно не проигрывает.

Как по мне, именно в такой обстановке проще выходить на связь с Богом, нежели в напыщенном и пафосном от своего вычурного богатства храме.

Ливерпульский Метропольный Собор

Тем временем, мой крайний вечер в Ливерпуле подходил к завершению. Я понимал, что я и на 50 процентов не посетил всё что хотел, как это бывает всегда. Поэтому положил курс на ближайшую достопримечательность. И тут вновь я ощутил насколько крут Ливер. Я уже говорил, что многое тут было впервые, но более всего удивил факт, что здесь находится самая старая китайская община в Европе. Китайская, Карл! Это далеко не самое близкое к Китаю место в Европе, но вот так получилось.

Я думаю, это опять же связано с портовым и торговым положением города. Видимо испокон веков, где можно продавать товары, там появляются китайцы.  Ворота в местный Чайна-таун одни из самых больших в мире, находящихся за пределами Поднебесной.  Красивое место, но какой-то особой движухи я там не заметил. Да и вообще, в принципе, в плане ночных тусовок, говорят Ливерпуль не так крут, как в плане истории. Не могу подтвердить или опровергнуть, так как по ночам был вынужден выгружать цемент, но со слов, центром ночной жизни в округе является находящийся в 50 километрах Манчестер.

Ливерпульский Чайна-таун

После этого вечера следовали ещё пару дней стоянки в том же порту, но мы уже перешли на другой причал под погрузку металлолома, и в город я больше не выходил. Таков мой опыт посещения Ливерпуля. Не претендую на то, что мое описание города Ливерпуля, поведает вам всё о нам, недостаточно было тех нескольких дней чтобы всё осмотреть.

Да и не туристом я туда приехал, как всегда всё в рамках свободного от работы на судне времени. Итогом моего пребывания я считаю ощущение, что я побывал в поистине культовом городе. Если составлять список городов, в которых обязательно следует побывать, то Ливерпуль в нём должен быть однозначно. На этом рассказ мой подошёл к концу. До новых встреч!

Фото города Ливерпуля — еще немного снимков:

Что ж на этом рассказ мой подошёл к концу. До новых встреч!

ТекстДенис Корделюк (с)пециально для проекта «На Грани»


Еще статьи от Дениса:

 

Ваш комментарий:

Мы в соц сетях
Facebook Вконтакте Twitter
Google + Youtube RSS
Рубрики блога