fbpx
Ваш рейтинг статьи:
[Total: 1 Average: 5]

Пётр Королёв: «Снимает не камера, а фотограф» (советы начинающим фотографам)

Лого ontheedge.ru"/>
24 февраля 2014Автор: ДмитрийРубрика: Люди

Всем привет! С Петром Королевым, репортаж которого из Макао, мировой столицы игромании, был опубликован некоторое время назад, мы познакомились несколько лет назад. Тогда и он и я активно сотрудничали с проектом РМЭС.

Я организовывал тренинги в Калининграде, а Пётр консультировал проект по вопросам PR. С тех пор много воды утекло, но каждый раз, когда выпадает возможность пообщаться с этим человеком, я ее стараюсь не упускать.

В настоящее время, Петр занимается политтехнологиями. Это все что можно сказать о его деятельности вслух 😉

Петр Королев собственной персоной

Для меня Пётр – это прежде всего отличный собеседник, который очень здорово разбирается в вопросах политики, много путешествует, и делает в своих поездках отличные фотосеты. Один из его репортажей, посвященный Рублевке, например, недавно наделал немало шума в российском сегменте интернета.

Совсем недавно, когда я подумал, что стоит взять интересное интервью у человека, который много путешествует и фотографирует, то в голове сразу появился образ Петра Королева, репортаж которого под названием «Гонконг — остров экономической свободы» уже появлялся на страницах приключенческого проекта «На Грани».

Мне самому последнее время интересна фотография на цифровую технику, вот я и решил задать несколько вопросов моему собеседнику через интернет. Более того, думаю мои вопросы будут интересны в качестве советов начинающим фотографам.

Итак, встречаем!

Советы начинающим фотографам


Петь, привет! Давно ли занимаешься фотографией, с чего начинал и самое главное – почему ты продолжаешь это делать? Я знаю кучу кагбэ фотографов, которые купили что-то большое и дорогое, побаловались и закончили. Вот интересно, что тобой движет, какая мотивация  у Петра Королева делать снимки?

Если не считать двух роликов пленки, отснятых мной в году в 1987 на моднейший в то время фотоаппарат «Смена», то с 1999 года. В то время удалось за скудные сбережения накопить на самую дешевую зеркальную камеру Canon EOS 3000. Первые снимки после проявки привели меня в неописуемый восторг – надо же, какая невероятная цветопередача, какая резкость! До того смотрел только на фотографии с «мыльниц», а в них и качество соответствующее – «мыльное». Эта эмоция не то, что бы обусловила, но сильно повлияла на все дальнейшее.

Сначала мотивация была простая: запечатлеть себя, свои поездки, свои эмоции. Потом понял, что можно еще фотографировать свою девушку. Она очень хвалила меня за качество съемки, но сейчас я вижу в этих снимках лишь кучу ошибок. Но эта помощь мне тогда помогла. А потом случилось страшное, я начал снимать фотоотчеты, причем первый из них сделал просто от нечего делать. Дело было в 2000 году, из города Задонск Липецкой области. Поехал осмотреть большой монастырь в этом городе, который считается там что-то типа святого места. Ну и понеслось – сначала все крупные города Липецкой области, потом – Сочи и окрестности, Крым… В общем, с тех пор камера была со мной почти в любых нерабочих поездках.

Камера для начинающего фотографа

«Снимает не камера, а фотограф… Но снимать лучше хорошей камерой». За последние 15-20 лет прогресс техники достиг таких заоблачных высот, что почти любая цифровая зеркалка по качеству снимков, скорости, качеству работы автофокуса и т.д. превосходит почти все, что было в те годы на рынке профессиональной аппаратуры.

Типичная Европа. Центральная площадь города Нови Сад, Край Воеводина, Сербия

Камера от $2000 в большинстве случаев вообще предоставляет фотографу, даже самому начинающему, полностью сконцентрироваться на композиции будущего снимка. Это удивительно! Но у технологического прогресса есть и обратная сторона, техника все совершеннее, а вот новых Надаров, Картье-Брессонов или Родченко пока маловато…

Фотокамера – это не модный аксессуар, это сложный и точный электронно-оптический прибор, и в хорошей кампании любого нового хозяина «пятака» попросят предъявить хорошие снимки. Все время гордится «тушкой» не получится, не делая усилий над собой.

Усилия, в общем, минимальные – знать ключевые понятия: пара выдержка-диафрагма, фокусное расстояние, композиция, свет и художественный замысел. Это все описано в тоннах хороших и отличных книг, которые можно за 5-7 минут поиска скачать в интернете. А как теоретическая часть пройдена – выйти на улицу и снимать, снимать. Да и дома можно поработать, например, снимая натюрморты. Начинающим фотографам, кто этого делать не хочет — тратить много денег на хорошую технику не нужно, лучше обновить гардероб.

Почти все мои снимки – репортажные, в формате иллюстраций путевых заметок. Мне нравится этот жанр, он дает возможность моим друзьям увидеть какие-то места моими глазами. Если кто-то это увидит еще – я этому рад. Второе – именно такой формат позволяет увидеть какие-то детали, нехарактерные для моего города или страны. Фотография развивает наблюдательность, а этот навык крайне полезен не только в путешествиях.

Что фотографировать начинающему

Что ты фотографируешь в своих поездках? Ты специализируешься на какой-то одной тематике или делаешь снимки со всем, что приглянулось?

Прежде всего то, что меня удивляет, даже шокирует. Это как бы скелет, который в процессе работы над репортажем обрастает «мясом» — снимками может и не особо художественными, но показывающими типовые для того или иного города элементы: архитектуру, людей, какие-то банальные красоты из карманных справочников. А кожей при этом являются мои комментарии, нейтральные, восторженные или негативные.

«Разрыв шаблона»: центр Баку, Азербайджан

Конечно, если меня попросят отснять что-то особенное, я это делаю независимо от своего отношения к предмету съемки, как однажды переснял все сохранившиеся в Великом Новгороде фрески Феофана Грека и определенные иконы в городском краеведческом музее. Если в общем, то меня больше интересуют не какие-то банальные достопримечательности из путеводителей, сколько их окружение. Например, все основные достопримечательности Самарканда находятся на одной улице длиной около километра, что никогда не понять, листая открытки оттуда, но вполне себе ясно по фотоотчету.

Кроме того, мне интересна городская среда, окружение в котором живут люди в том или ином городе. Гостиницы в 80% случаев одинаковы во всем мире, а вот продуктовые магазины везде разные. И ассортименту этих магазинов, кстати, понять о повседневной культуре какого-то места можно понять ничуть не меньше, чем по паркам, вокзалам или туалетам.

Кем нужно быть, чтобы много путешествовать и фотографировать

Судя по твоим отчетам, ты очень часто бываешь в разных городах. Дай совет — кем нужно быть начинающему фотографу, чтобы ездить по городам и весям, и щелкать затвором цифрового фотоаппарата?

Надо быть любознательным человеком. Желательно с запасом свободного времени, но это не обязательно. Из четырех пар выходных в месяц всегда можно найти одну, чтобы вырваться куда-то на съемку и иметь желание интересно рассказать о ней.

 

Самарканд, Узбекистан: автовокзал

Как путешествовать недорого

Насколько бюджетно ты путешествуешь? Как не тратить на это последние сбережения? поделись секретами своих low budget поездок!

Все зависит от места, куда направляюсь. Например, на съемку своего очень популярного репортажа, который видели несколько десятков тысяч человек, я потратил 110 рублей – два билета на маршрутное такси за город и обратно. С бюджетами все достаточно просто во времена интернета.

Гостиницу выбираю, как правило, не дороже $40-50 в сутки, мне достаточно чистого белья, розетки, душевой кабины, wi-fi и теплого одеяла. На пространстве от Владивостока до Лиссабона это вполне доступно в большинстве стран. Самолет выбирается по возможности из текущих распродаж, если все равно, куда лететь.

В принципе, в любое время, кроме новогодних праздников и накануне 1 сентября хотя бы одной авиакомпании можно найти выгодное предложение. То же и с поездами или автобусами.

«Вот она, Россия», Кашин, Тверская область

Если позволяет бюджет и знать «цены для местных», можно серьезно сэкономить на такси. В Армении аренда авто с водителем мне стоила 1000-1200 рублей в день за 8 часов с суточным пробегом в 200-250 км. Примерно то же и с питанием: за цену стандартного «обеда» в Макдональдсе в большинстве стран можно отведать очень неплохой обед местной или интернациональной кухни.

Кстати, рекомендую перед каждой поездкой изучить чужие фотоотчеты с этой территории, можно найти очень много лайвхаков, которые позволят и увидеть больше, и сильно сэкономить, благо русские за эти 20 лет объездили весь мир вообще. Это, конечно, не считая экстрим-вариантов типа езды автостопом.

 

Вулкан Авачинский, Камчатка

Насчет реальных цифр… Например, 22-дневное путешествие по Закавказью обошлось мне чуть более, чем в $2000 с посещением четырех стран, не считая южных городов России. Это дорого? Думаю, что в любом турагентстве, которое занимается частным туризмом, все вышло бы сильно дороже.

Камеры и объективы для начинающих фотографов

Что посоветуешь тем, кто хочет делать снимки в путешествиях и только начинает, какие фотоаппараты и объективы?  Словом, расскажи немного про технику для начинающих фотографов.

Давай сузим рамки до техники для путешественников. Если фотографии планируется делать для себя, без необходимости иметь снимки высокого качества, а места в чемодане мало, то лучший выбор – современная беззеркальная камера типа Sony NEXX или ее аналоги вроде Canon EOS M или Nikon 1.

Это качественная и компактная техника минимального веса. Но, на мой взгляд, все же лучше зеркальная камера со стандартным зум-объективом. Она занимает отдельную сумку или рюкзак, но обладает тремя несомненными достоинствами: возможностью управления парой выдержка-диафрагма в ручном режиме, высокой скоростью работы (минимальное время между нажатием на спуск и срабатыванием затвора) и имеет относительно высокое качество снимков.

Это минимальный набор.

Мост через залив Золотой Рог, Владивосток

Карта памяти для начинающих фотографов должна быть такого объема, чтобы гарантированно помещать не менее 800-1000 снимков в максимальном разрешении – не каждый вечер есть возможность перекидывать снимки в ноутбук. Остальное зависит от программы путешествия, которую обязательно надо проработать заранее. Планируется съемка ночного города – надо брать с собой легкий штатив и спусковой тросик.

Если в программе посещение зоопарка, спортивного мероприятия или съемка местных жителей – нужен телеобъектив с фокусным расстоянием 70-200 или 75-300 мм. А вот вспышка зачастую и вовсе не нужна, за исключением съемок в ограниченных пространствах. Помните, что во многих музеях, храмах, зоопарках и т.д. использование вспышки запрещено.

И, конечно, смотрите на мир широко открытыми глазами, удачный и интересный кадр может появится буквально на каждом шагу.

Монастырь Хор Вирап и гора Арарат, Армения-Турция

Теперь несколько важных моментов. Если поездка предстоит кратковременная, а оперативности в публикации снимков не требуется – ноутбук для переброски фотографий с собой брать не стоит, это лишний вес и риск его потерять, разбить и т.д. Не стоит таскать с собой всю фототехнику, которая есть дома, а если уж взяли – не тащите с собой все, каждый раз выходя из гостиницы.

Достаточно минимального набора и именно того объектива, который необходим кроме стандартного. В поездке не всегда есть время или возможность оперативно поменять объектив, да и таскать на себе тяжести не всегда удобно. Штатив имеет брать только в том случае, ожидается съемка на длинных выдержках (ночью, водопады и т.д.) или если собираетесь снимать time lapse.

Ночной Гонконг, Китай

Сумка или фоторюкзак для начинающих фотографов

Тут экономить не надо, потому что хорошая «одежда» может спасти вашу камеру в случае плохой погоды или, например, падения. Сумка по определению дешевле камеры, и заменить ее намного дешевле, чем покупать новую камеру.

Постарайтесь подобрать сумку или рюкзак такого размера, чтобы без проблем ее можно было брать на борт самолета, при посадке у окна можно сделать много интересных кадров с воздуха. На все объективы в обязательном порядке должен быть всегда навернут нейтральный защитный светофильтр – он спасет переднюю линзу объектива от дождя, неудачных касаний и т.д. Желательно, чтобы в объективе был стабилизатор изображения – он спасает в сложных условиях, когда нет возможности сделать второй кадр, как, например, в относительно темных соборах или из окна автомобиля при тряске.

Каунасский замок, Каунас, Литва

Теоретические знания по фотографии для новичков

Я думаю, что практика в этом деле хорошо, но по себе могу сказать, что наступает такой момент, когда ты понимаешь, что надо бы теорию подтянуть для лучших результатов. А где теории почитать насчет фотографии?

Помнить завет Владимира Ильича Ленина: «учиться, учиться и еще раз учиться». Сейчас невероятное количество полезной и наглядной литературы по фотографии, причем pdf-версии этих книг и вовсе можно скачать бесплатно. Из того, что помогло мне, могу отметить книги Ли Фроста, Скотта Келби, Джона Хеджкоу – они будут отличным учебниками для начинающих пользователей «цифропленки».

Потешная крепость Петерштадт, Ломоносов, Россия

Кроме того, очень рекомендую старые советские книги по фотографии, они очень пространно описывают, что такое композиция, цвет, свет, ракурс, как работать с моделями и т.д. Обязательной к изучению является литература по программам обработки снимков, как правило, это Photoshop или Lightroom – с их помощью можно «вытянуть» даже изначально неудачный снимок.

Это поможет понимать принцип работы этих графических редакторов, а не просто использовать чужие пресеты и установки, скачанные из интернета – они сделаны для других сюжетов и других условий съемки. И, конечно, необходимо как можно чаще экспериментировать! А если не помогло – идти в приличную фотошколу, там научат.

 

Много ли стран посетил на данный момент? Какие планы на этот год, он ведь только начинается)

Совсем немного, чуть более десятка, в основном в бывшем СССР. Но вот внутри России объездил немало, был примерно в 50 регионах, в 225 городах от Балтийска до Петропавловска-Камчатского и от Архангельска до Махачкалы. Планов много, относительно подробно продумал поездки по Ирану, Южной Америке (Бразилия- Аргентина-Уругвай-Чили), Южной Корее (которая нам теперь безвизовая)… Очень хотелось бы попасть на Байкал и оттуда через Монголию – снова в Китай. Ну а что из этого будет реализовано – посмотрим. В любом случае, фотоотчеты будут в обязательном порядке.

 

Озеро Контоккиярви, Костомукша, Россия

Фотопутешествия

Твоя самая запоминающаяся фотопоездка – расскажи поподробнее!

Они все интересные и по-своему запоминающиеся. Но если говорить именно о разрыве шаблона, то очень удивила Костомукша, что в северной Карелии. Я рассчитывал там увидеть какой-то депрессивный городок в лесах. Но в реальности оказалось, что Костомукша мало чем отличается от соседних городов Финляндии или Норвегии, с чистейшими озерами, широкими проспектами, доброжелательными горожанами и полным отсутствием русских туристов. То же могу сказать и о Камчатке с Дальним Востоком – такой невероятно красивой природы мало где найдешь, ну разве что где-нибудь в Новой Зеландии.

А вот легендарный Самарканд сильно разочаровал, грязный, неухоженный город с очень злобными и коррумпированными чиновниками. Европа, кстати, никаких ярких эмоций не вызывает, там примерно все так, как и на фотографиях.

Чисто, опрятно, «исторично»… Туда хорошо бы ездить на экскурсии по градостроительству или урбанистике, но весь этот порядок хоть симпатичный, но какой-то стандартизированный. То ли дело в Азии или России – это как лотерея: на каждом шагу можно найти что-то совершенно убогое и унылое или обнаружить что-то феерически красивое.

Рыбная деревня, Калининград, Россия

Ну и, напоследок, хотел бы пожелать всем читателям и начинающим фотографам делать самые эффективные инвестиции – инвестиции в собственные впечатления. Их нельзя потерять, их не смогут отобрать, они чертовски расширяют кругозор и позволяют вам взглянуть на мир с самых неожиданных точек. И если по результатам этих инвестиций обогатиться кто-то другой – это ж прекрасно, и так необычно для нашего, казалось бы, такого циничного и просчитанного мира.

Петр Королев в интернете:

ЖЖ: ervix.livejournal.com

Вконтакте: https://vk.com/peterkorolev

Фейсбук: https://www.facebook.com/peterkorolev?fref=ts

 

Автор фотографий — Пётр Королев.

ИнтервьюДмитрий Пелин.

Комментарии к записи "Пётр Королёв: «Снимает не камера, а фотограф» (советы начинающим фотографам)" 7 комментариев
  1. Анна :

    Просмотрела все снимки в посте и просто изумилась качеству. все похожи на яркие открытки. И как не согласиться с тем, что снимает фотограф, а не камера. как-то с подругой поехали в Чехию. У нее с собой была дорогая «зеркалка», но то, что мы привезли из поездки, нас сильно разочаровало. Мало того, что неудачно были выбраны места съемок, но и качество подкачало. Умение фотографа стоит не на последнем месте,а, может, даже и талант.

    Ответить
    • DIP :

      Да, у Петра хорошие снимки, мне тоже очень нравятся) По поводу неудачных фоток — ничего страшного, главное, больше практиковаться и все будет получатся) Ну и немного хотя бы базовой теории знать)

      Ответить
  2. Матвей :

    Действительно «Снимает не камера,а фотограф». Знаете меня расстраивают многие люди, которые купив профессиональный фотоаппарат, пусть и даже самый дорогой, начинают называть себя профессиональным фотографом, проводят платные фотосесии. Но полученные фотографии не отличаются идеей, фантазией, только четкость и яркость снимка. Считаю, что фотографами рождаются, это нужно видеть и чувствовать красоту, сюжет, природу. Только такие снимки станут шедевром!

    Ответить
    • DIP :

      Да, анекдот про скальпель и фотографа никто не отменял))

      Ответить
  3. Валерия :

    Делать красивые фотографии- это целое искусство. Это не просто щелкать затвором направо и налево, как делает большинство. Главное- поймать ту изюминку места и момента, которая и делает из обычного фотоснимка художественное произведение. Чаще всего фотографирование- хобби, но когда это увлечение превращается в работу, то фотограф- счастливейший человек на земле.

    Ответить
  4. Игорь :

    Конечно все здорово, но цитата «Снимает не камера, а фотограф» очень условна. Я когда впервые попал на работу фотокором в небольшую контору получил nikon d80 и убитый 18-105, который в сумке носили стеклом вниз. Стекло было ужасно затерто, по центру каждого кадра был отвратный засвет. Тогда я сообщил руководителю, что объектив старый (в смысле износа) и требуется замена, на что услышал «Снимает не камера, а фотограф». С тех пор сменил уже не одну камеру, перешел на полный кадр, а до сих пор вспоминаю ту откровенную глупость, которую популяризируют опытные фотографы, не задумываясь о том, что на местах может быть совсем другая ситуация.

    Ответить
    • Дмитрий :

      Да, все фразы условны, и придраться можно к любому высказыванию. Однако ж, и это спорно)

      Ответить
Ваш комментарий:

Мы в соц сетях
Facebook Вконтакте Twitter
Google + Youtube RSS
Рубрики блога