Вячеслав Курилов – супер-человек или беглый изменник?
«…И только одному человеку на корабле не спалось. Вячеслав Курилов прыгнул за борт и начал плыть к Филиппинам. Это считается первым и единственным в истории побегом из Союза через борт круизного лайнера…».
Привет, читатели! Если вы читаете мои статьи в рамках блога приключенческого проекта «На Грани», то наверняка заметили, что я очень люблю смотреть фильмы, особенно если этого документальное кино о советских временах. Наверное, потому что я жил в те годы и мне хочется заново пережить все воспоминания и прочувствовать дух тех времен. В общем, картину, где играл якобы Слава Курилов, я начал смотреть с большим интересом и воодушевлением…
Краткое содержание статьи (кликабельно)
Один в океане — краткое содержание
Молодой океанолог не проникся жизнью в Советском Союзе, и решил прыгнуть в море, трое суток плыл рядом с акулами, рисковал жизнью, только чтобы жить в другой стране. Ситуация очень курьезная и показательная, заслуживающая отдельного поста.
Но насколько сильно я был удивлен, когда я понял, что многие позиционируют Славу Курилова не как героя, а как предателя. А вы как считаете? Заслуживает этот человек презрения или наоборот, мотивирует вас на подвиги?
Чтобы сложить собственное мнение, нужно научиться читать между строк и понять, что подвигло человека совершить такой поступок, и только после этого начинать его осуждать, как делают многие.
Представьте на минутку, что за окном декабрь 1974 года. В лентах всемирных информагентств можно прочитать такую сенсационную новость: «Был осуществлен побег из СССР. Гражданин спрыгнул с борта лайнера, в Тихий океан, и уплыл» В сообщении утверждалось, что беглецом было преодолено в открытом океане больше сотни километров, через несколько дней он сам вышел на берег Филиппин! Думаю, вы уже догадались, кто был этим гражданином.
Биография Славы Курилова
Появился на свет во Владикавказе, в 36 году прошлого века. Свои детские годы он провел в казахском городе Семипалатинске. Там, посреди степи, у него появилась мечта проводить больше времени на море. Когда парню исполнилось только десять, он переплыл Иртыш. После получения аттестата о среднем образовании, захотел отправиться работать юнгой на Балтийском флоте. В мечтах его была профессия штурмана, но у Станислава с рождения было плохое зрение. Остался единственный выход – отправиться на учебу в Ленинградский метеорологический институт. Во время студенчества освоил акваланг.
После получения диплома «океанографа», начал преподавать в институте океанологии, принимал участие в создании подводных исследовательских лабораторий «Черномор», основал профессию инструктора во Владивостокском биологическом Институте моря. Изначально отношения с морем у парня были мистическими. Он верил что оно — живое и как-то по-особому «ощущал» его.
Со студенческой скамьи Станислав Курилов активно занимался йогой
Он развил в себе аскетизм, освоил особые дыхательные практики. Некоторые источники сообщают, что он мог заниматься до 20 часов в день. И вам лень (и мне, в том числе) уделить спорту полтора часа в день?
Когда к научному изысканию ученых Союза начал проявлять интерес великий Жак Ив Кусто, Станислав сделал немало попыток, чтобы получить разрешение отправиться в зарубежную командировку, но ему было отказано. Формулировка была очень жестокой: «невыездной». Все потому, что у Курилова была сестра, которая жила за границей (она полюбила индийца и через несколько месяцев, уже с супругом, они выехали в Канаду), и у советских чиновников обоснованно создалось впечатление, что парень может никогда не вернуться в СССР.
Он мечтать стать гражданином всего мира, не знать границ и свободно передвигаться по морям. Поэтому и отважился ступить на рискованную дорогу — покинуть границы страны во время морского круиза «Зима превращается в лето».
В декабре 74 года Станислав купил первый билет во Владивосток, и уже там приобрел туристическую путевку на международный лайнер. Ему, кстати не требовалась виза (лайнер не заходил на территорию иностранных портов). Через несколько дней Курилов поднялся на несколько ступеней и стал пассажиром лайнера, который был назван очень символически «Советским Союзом».
Такие совпадения только подзадорили его стать беглецом. А вы когда-нибудь катались на лайнере? И как вам? Если да, делитесь в комментариях, интересно узнать ваши впечатления от морского путешествия.
История побега Вячеслава Курилова
К Цусимскому проливу маршрут круиза не был обнародован. Но Курилов не терял зря времени — он поэтапно работал над изучением теплохода, и через несколько дней знал его досконально.
Между тем, парень все время сливался со всеми отдыхающими, хотя у него не было желания пить, гулять и веселиться, как делали это все остальные.
Он нерегулярно посещал столовую только для того, чтобы его не бросились мгновенно искать раньше запланированного времени. Но больше всего он был взволнован тайной, которая была окутана маршрутом. Только на третий день ему удалось ее рассекретить. Карта была обнародована в самом большом и людном зале лайнера: они отправлялись на западную часть Тихого океана! Курилов понял, что эти места, словно знак небес — благодаря карте ему удалось сэкономить много времени, чтобы правильно определить курс судна.
После более детального анализа маршрута он понял, что прыгнуть за борт лайнера можно только в двух точках: недалеко от острова Сиаргао или Минданао.
По плану, они должны были быть в этих местах 13 декабря 74 года
Конечно, число тринадцать он считал не самой удачной датой для такой рискованной авантюры, но у него не оставалось выбора.
На протяжении всего вечера он пытался быть на виду. Если учитывать здравый смысл, процент, чтобы добраться живым до берега, был равен нулю. Он мог запросто погибнуть от удара об воду, когда осуществлял прыжок, утонуть, захлебнувшись от переутомления, или его могла схватить судорога, им могли полакомиться акулы.
Корреспондентом издания «Владивосток» Михаилом Матвеевым, который был тогда на лайнере, были позже опубликованы собственные мысли по этому поводу. Он вспоминал, что после обнаружения пропажи одного пассажира, веселое настроение у отдыхающих сразу же пропало. Началось такое, что невозможно вообразить. Туристы, и экипаж собрались в музыкальном зале, их всех пересчитывали по головам, сверялись списки. Во время проверки было обнаружено, что одного туриста нет на борту, зато на лайнере было много тех, кто поехал «зайцем», так сказать, товарищи директора, что организовывал круиз.
Через несколько дней эту историю рассмотрит писатель-эмигрант Василий Аксенов, который в те года работал на «Голос Америки». «Что же за такое государство, — писал он, — если даже смерть не может остановить человека, чтобы сбежать. Разве может Союз быть таким величественным?».
Побег из СССР Вячеслава Курилова был удачным?
Родственники беглеца сначала сказали, что он без вести пропал.
А когда власти страны узнали, что Курилов оказался на территории Филиппин — об этом сообщил «Голос Америки», — он был заочно осужден и приговорен к десяти годам тюрьмы, за то, что он «изменил Родине».
Курилов плыл три дня в океане
Ему препятствовал сильный дождь, был шторм, длительное время он находился без пресной воды. Но ему чудом удалось выжить. За несколько километров до берега он не ощущал ног, время от времени плыл без сознания, видел галлюцинации.
На второй день он увидел на горизонте землю, но не смог туда добраться: сильное течение сносило его к югу. На счастье, этим же течением он доплыл к рифам, что расположились на юге острова.
Курилова нашли рыбаки рано утром, они и сообщили о его местонахождении властям. Станислава арестовали. Почти 12 месяцев он провел под следствием, сидел в местной тюрьме, но даже, несмотря на это, чувствовал себя более свободным. Вы можете себе такое представить? Жду ваши отзывы в комментариях. Может быть, его бы осудили за то, что он незаконно пересек границу, но за него активно боролась сестра, подключая все канадское правительство.
Где-то спустя год, мечта парня осуществилась, он получил документальные подтверждения своего статуса беглеца, и покинул территорию Филиппин.
Первые годы он жил в Канаде, работал в местных кафе. С годами его приняли на работу в частные океанографические компании Южной Америки и Канады, что занимались исследованиями морского дна, а также поставкой водолазного снаряжения. В конце января 98 года Курилов погиб, когда проводились подводные исследования Галилейского моря — у него остановилось сердце. За день до гибели он спас своего товарища, который запутался в рыболовных сетях, но потом, он запутался и сам. Когда его освободили от пут, ему резко стало плохо, а когда он оказался на берегу, скончался.
Книга Славы Курилова «Один в океане»
Эта книга меня поразила. Я советую вам обязательно прочитать ее, вот несколько цитат:
«После того, как я тщательного осмотрел корму лайнера с точки зрения будущего беглеца, я осознал, что прыжок можно осуществить исключительно в двух точках: где расположена лопасть огромного винта и концы подводных крыльев, и там, где водная струя отбивается от корпуса. Расстояние до воды с двух точек не больше четырнадцати метров. Я неоднократно прыгал в море с десятиметровых скал или с надстроек небольших кораблей. Но это была слишком большая высота… и скорость…».
«Я был словно дикий зверь, который собирается в последний раз отправиться в родные джунгли. Но потом, зверя на цепи обратно затащат в клетку. Я не мог даже предположить, что вернусь, я не мог больше жить, как раб. Сложно осознать то, что я родился на этой чудесной прекрасной планете, но пожизненно должен жить согласно коммунистическим идеалам, ради чьих-то идей».
«Полет над водой мне казался словно бесконечность. За это время я пересекал некие психологические барьеры, и вынырнул я совершенно другим человеком…
После того, как я всплыл, замер от ужаса. На расстоянии вытянутой руки — огромный лайнер и его винт, что быстро вращается! Я физически чувствовал его движения. Какая-то невидимая сила тянула меня прямо к нему. Я сделал отчаянные попытки, пытался плыть в другом направлении — и увязывал в плотную массу воды, что намертво сцепилась с винтом. Через некоторое мгновение наступила полная темнота. Я выбросил ненужные мне вещи, надел маску с трубкой и начал глубоко дышать. Вода показалась мне относительно теплой, такая температура позволяла плыть не одни сутки. На часах светился циферблат, я точно запомнил время 20 часов 15 минут, я снял их позже, когда обратил внимание, что они больше не идут».
Вы читали эту книгу? Если — да, то какие ваши самые любимые цитаты? И еще, рекомендую вам все-таки посмотреть
документальный фильм «Один в океане» (Побег)
, что стал основой для написания этой статьи:
Герой или предатель? Каждый из вас, прочитав статью, наверняка нарисовал собственную картину происходящего, да, пускай многие считают это не правильным, но для меня это человек с большой буквы. В нем сочетается отвага, мужество, целеустремленность, расчетливость, умение полностью контролировать ситуацию и руководить собственным телом. Это достойно похвали. Вы разделяете мое мнение? Жду отзывы в комментариях.
Подписывайтесь на блог проекта «На Грани», и первыми читайте все самое интересное. Хорошего дня!
Текст — агент Q.
Сказал бы — сбежал, потому, что хотелось.
А приплетать идеологию — некрасиво как-то.
А так — герой, конечно. Хотя, поступок — глупый.
Здесь больше места удивительной истории человека, нежели политике.
Ничего особенного, просто он из питерского Гидромета, там все такие 🙂 Только не все доплывают. Он не супер-человек или беглый изменник, он просто океанолог, успешно применивший свои знания на практике.
а что и кого он предал???предатель ,могут говорить только ограниченные тупые бараны..или габье…со своей рабской философией…комменты поражают..особо ирина..просто океанолог)))тетя ты на берегу океана хоть раз была???заплыви на 100 метров..со страху сдохнешь…