fbpx
Ваш рейтинг статьи:
[Total: 8 Average: 4.1]

Автомобильное путешествие к мысу Нордкап (Норвегия)

Лого ontheedge.ru"/>
2 декабря 2013Автор: ДмитрийРубрика: Места

Когда я собирался писать статью про поездку на мыс Нордкап в Норвегию, мне вспомнилась старая реклама: «Сел Иван Царевич на Серого Волка и поскакал». Наверно, потому что пребывание в стране фьордов и троллей для меня было хоть чуть-чуть, но похоже на сказку. Но обо всем по порядку в сегодняшнем отчете

Краткое содержание статьи (кликабельно)

Нордкап Норвегия: путешествие к мысу на автомобиле

Как известно, любое путешествие начинается с идеи. В моем случае идея посетить место, которое находится за несколько тысяч километров от моего дома, возникла после прочтения одного из блогов, посвященного самостоятельным поездкам по Европе. Я воспринял Нордкап не просто как точку на карте, а как место, посещение которого станет фактом биографии.

Итак, идея прочно укоренилась в голове. Далее последовал поиск информации

Нордкап (North Cape) – мыс на острове Магерё (хотя некоторые называют его Магерейя). Высота мыса 307 метров. Он считается самой северной точкой Европы, хотя соседняя точка Кнившелльодден выступает в море на 1500 м севернее. Но честь стать наиболее раскрученным местом на севере Норвегии досталась почему-то Нордкапу. Между ним и Северным полюсом находится только вода Северного Ледовитого Океана и архипелаг Шпицберген.

Этот мыс открыл и описал англичанин Ричард Ченслер в 1553 году, когда пытался открыть Северный путь в Индию и Китай. Понятно, что попытка не увенчалась успехом. Корабли отважного путешественника боролись со льдом, который их постоянно сковывал. А команда боролась с холодом. Часть людей погибла. Часть уцелела и смогла добраться то ли до Мурманска, то ли до Архангельска, где и осталась зимовать.

После прочтения множества отчетов и блогов стало ясно, что погода в этом месте может меняться сто раз на дню, и лучше отправиться туда летом (зимой на личном транспорте особо не покатаешься по Магерейе, это не разрешается). Еще стало ясно, что самый оптимальный способ добраться до Нордкапа – это поездка на автомобиле. Но это несколько тысяч км. Задумался о единомышленниках.

В неспешном сборе информации и планировании прошел год. Итак, наступает весна 2013. Озвучиваю свой план одному своему товарищу, который почти год живет в Питере, Александру. Саша сразу проникся, ибо он тот еще авантюрист.

Весной 2012 мы оказались с ним в Испании. Я через неделю вернулся домой в Россию – это была обычная туристическая поездка. А Сашка подумал, и поехал покорять Европу автостопом. Самостоятельные путешествия так увлекли его, что он появился в нашей родной Рязани только через полтора месяца. В общем, семена упали в благодатную почву! Поездку назначили на август 2013.

Итак, визы в паспортах. На работе отпуск. Пора выдвигаться!

Начало августа. Еду на поезде из Рязани до Питера, где меня ждет друг с машиной. Специально беру билеты на ночной, чтобы поспать перед поездкой на автомобиле. В купе моими соседями оказались папа, мама и общительный ребенок. Эта замечательная семья ехала с Черноморского побережья, где они отдыхали две недели. Наверно, Вы замечали, что в поезде достаточно легко установить контакт. Соседи поведали, что отдыхали две недели, но на 10 день погода жутко испортилась, и они не знали, куда себя деть. Еще раз задумался о погоде на Нордкапе.

Рано утром пребываю в Питер. Встречаюсь с Сашей, иду в душ, грузим вещи в машину и отправляемся в сторону границы. Кроме вещей в багажнике пакеты с долго хранящейся едой, ибо путешествие обещает быть достаточно автономным.

 

Погода портится, начинается противный мелкий дождик, который постепенно перерастает в ливень. С шутками добираемся до границы, заправляемся дешевым русским бензином и отправляемся на пограничный контроль (переход Брусничное).

Русских проходим быстро и без лишних вопросов. И вот он – долгожданный дьютик! Вся соль дьютиков на границе с Финляндией в том, что купить ты можешь товары, только когда въезжаешь в Финку. На обратной дороге воспользоваться дьютиком нельзя, кругом заборы и знаки «Остановка запрещена». Видимо, сделано это по той причине, чтобы не смущать русских недорогим алкоголем на пути домой. Так что, если захотите чего-нибудь вкусненького или «вкусненького», лучше позаботиться об этом заранее))

Duty Free позади, подъезжаем к финнам.

Здесь-то и началась веселуха) У меня испанская мультивиза, у друга – финская, но однократная (ее дают быстро и с минимумом документов). Это напрягает погранцов (брони отелей у нас нет), и они начинают очень настойчиво интересоваться тем, кто мы такие и куда едем. Отстали только, когда мы рассказали про мыс Нордкап, про то, что у нас мало времени на поездку, и что у нас вдоль всего маршрута есть адреса кемпингов, где мы будем останавливаться. А сколько мы осилим в день – не знаем.

Финны полностью осмотрели нашу машину и отпустили с миром. Хорошо, что во время прохождения финской границы дождь закончился, и не пришлось мокнуть при досмотре. Поэтому, советую при поездке запастись максимумом бумаг, которые подтверждают цель пребывания, и говорят о том, что вам есть, где жить. Бронь-то можно отменить потом.

Забираем на север, сегодня наша конечная цель – Рованиеми, где расположена финская резиденция местного Деда Мороза — Йоллупукки. Я не первый раз оказываюсь в Финке за рулем. Но всегда поражает тот контраст, который видишь при пересечении границы. Сразу все становится чистым и аккуратным. Кажется, что даже елки в лесу растут как-то правильно.

Вдоль дорог очень много камер, даже в лесу. Особо никто не гоняет, ибо дорого. Да и нам особо гнать некуда. При неспешной езде меньше расход топлива (а оно здесь дорогое), да и усталость меньше.

Проезжаем Иматру, Парикаллу, Йоэнссу

Вдоль дороги встречается очень много ветряных мельниц. Глазеем на это чудо! Погода портится, опять заряжает ливень. Что удивительно – на дорогах очень много велосипедистов. Все они в дождевиках, и упрямо крутят педали, несмотря на дождь. Поразился стойкости этих людей. Грубо говоря, тебя смывает с дороги, машины окатывают водой с ног до головы, а ты все равно крутишь педали. Надо сказать, что путешествия на великах там достаточно популярны. Часто попадаются люди, по которым видно, что они в пути не первый день.

Вдоль дороги периодически попадаются площадки со столиками и туалетами. Все сделано очень цивильно. Мы периодически останавливаемся, чтобы размяться, поменяться за рулем или перекусить. Километры дороги постепенно исчезают под колесами.

Когда едешь строго на север, видишь, как начинает меняться природа. Густой лес с высокими деревьями все чаще сменяется редколесьем с многочисленными болотами и чахлой растительностью. Вокруг дороги множество озер, некоторые из них настолько огромны, что по ним плавают большие теплоходы. Постоянно вдоль дороги открываются красивые виды, которые так и хочется сфотографировать.

Дорога очень оживленная

Если честно, я не ожидал, что маршрут окажется настолько востребованным. На мыс Нордкап едут толпы туристов. Это могут быть кемперы, либо мотоциклисты, или же легковушка с домом на колесах на прицепе. Собирается народ со всей Европы.

Очень много итальянцев и немцев. Попадаются машины из Швейцарии, Польши, других стран Евросоюза. Пока крутили головами в разные стороны, нас обогнали байкеры из Словакии.

Постепенно въезжаем в Лапландию

Природа меняется основательно. Чувствуется, что она может быть очень сурова. Вдоль дорог начинают появляться олени. Они здесь промысловые животные, и гуляют свободно везде, как, например, у нас какие-нибудь собаки. Потом-то мы к их виду привыкли. Но первое появление оленей вдоль дороги вызвал бурный и детский восторг! Ведь точно, в сказку едем!

Поздним вечером добрались до Рованиеми, это столица Лапландии. На выезде из города в сторону Нордкапа расположилась местная достопримечательность – Деревня Санта-Клауса. Это целый туристический комплекс с разнообразной движухой, правда, он больше ориентирован на зиму.

Первыми, кого мы встретили в Деревне, оказались дядьки и тетьки из Хабаровска. Ох, блин. Как же вас туда занесло?) Они, кстати, просветили нас, что Йоллупукки переводится как «рождественский козел». Сначала не поверили, но в интернете нашли подтверждение этому рассказу.

Было уже достаточно поздно, больше ехать никуда не хотелось. Арендовали домик прямо в Деревне. Очень, кстати, хорошее место. За 100 евро получили просторную половину дома, где свободно могут жить человек 5.

С телевизором, холодильником, нормальной кухней, микроволновкой, естественно, был душ и сауна. Больше всего доставила люстра, сделанная из оленьих рогов, которая висела под потолком. Сидя в сауне решили, что надо ввести в свой лексикон слово «бычить» относительно путешествий – то есть ехать очень долго куда-то без остановок. За день проехали более 900 км. Что ж, ложимся спать. Завтра бычим на мыс Нордкап.

Утро разбудило нас звуками стройки по соседству

Деревня активно строится к зимним праздникам, техники вокруг очень много. Мы отдохнули и даже благодарны такому будильнику, поэтому быстро завтракаем и идем осматривать деревню Санты. Место, надо сказать, очень хорошее.

Хотя здесь больше всего разных магазинов с сувенирами, чем всего остального. Из самого забавного – Почтовый офис Санты. Можно отправить оттуда открытку, и заказать, чтобы она была доставлена получателю прямо на Рождество или Новый Год. И много всякой развлекухи для детей, есть где полазить и поиграть.

А еще можно зайти в гости к Самому Санте, и эту встречу будут транслировать в инете, чтобы друзья и родственники это увидели. Еще раз повторюсь, что место заточено под зиму. Есть прокат снегоходов, катание на оленях и собачьих упряжках.

А еще здесь проходит Полярный круг. Тоже интересная достопримечательность!

Если перейти дорогу и пойти в лес, то можно встретить тех самых собачек, на которых обычно все катаются зимой. Летом они живут в километре от деревни, сидят на цепи в будках. Мы их вычислили по звуку, настал час кормежки, и они очень громко требовали еды)

Добираться к ним страшновато. Тропинка идет через болото. На входе на деревянный настил табличка, что каждый идет туда на свой страх и риск. И действительно, вокруг настоящая трясина, мох и багульник.

Еще одно открытие – никто в лесу не собирает грибы и ягоды

Этого богатства вокруг просто завались. Насколько понял, ягоды собирают только в специальных местах промышленным способом, в магазинах продаются специальные комбайны. А все грибы финны считают ядовитыми.

Замечу, что особенно фанатеют местные от морошки. Вдоль дороги периодически попадают огромные муляжи этой ягоды. Каждый год проводятся фестивали, которые ей же посвящены. Кстати, на нашем севере (Мурманск, Архангельск) тоже любят морошку, но не столь фанатично.

Итак, пора выдвигаться дальше. Забрасываем свои вещи в машину, покупаем сувениры и выезжаем на север. Снова толпы туристов на дороге, иногда можно встретить соотечественников. Доезжаем до города Ивало, где заправляемся пока еще недорогим финским бензином. Недорогим, потому что до Норвегии не доехали.

Кстати, от Ивало до Мурманска всего 250 км,

о чем недвусмысленно заявляет указатель на выезде из города. Перед Ивало нам попались самые красивые озера. Каменистые берега, чистейшая вода, сопки вдали. Что-то есть в этом завораживающее.

Пару раз останавливались, чтобы поглазеть на окружающую нас природу. Во время одной такой остановки познакомились с ребятами из Москвы. Они давно уже путешествуют. И могли бы ехать быстрее. Но у каждого на шее по зеркалке с телевиком. И они снимают вокруг все подряд как сумасшедшие.

Говорят, это уже стало мешать, никак не доедут до Нордкапа. Какое-то время мы ехали вместе, но они сразу же отстали, как только появилась новая смотровая площадка.

Последний отрезок перед норвежской границей – прямая дорога, по которой можно мчаться сломя голову. Камер уже давно не попадается. Чувствуется, что мы находимся где-то вдали от цивилизации. От нечего делать начинаю вертеть головой в разные стороны, сейчас я штурман и пассажир. Даже на скорости замечаю множество подосиновиков и подберезовиков. Подумал, что в России бы местные быстренько ободрали бы всю эту красоту и продавали бы ее вдоль дороги.

Вот мелькнула надпись TULLI на ближайшей к трассе постройке, потом появился мост через бурную реку.

Проскочили мост и оказались в Норвегии

Границы как таковой нет. Все пролетают ее на приличной для данной местности скорости и едут дальше. Мы же на радостях остановились размяться и обследовать близлежащие норвежские кусты.

Через 10 км нас ждал первый город со смешным названием Карасьок. И первое неприятное впечатление. Бензин стоил порядка 15 крон за литр 95! Чтобы получить цену в рублях, можно кроны умножить на 6. Решаем, что ехать спокойно намного выгодней. Экономишь на бензине и на штрафах.

Уже в Карасьоке бросается в глаза, что ты в другой стране. Вроде та же Европа, но люди живут немного иначе, чем в Финляндии. Заметно меняется рельеф местности. Много сопок, периодически попадаются скалы. Очень много сельских домиков в долинах между сопками. Продвигаемся на север, природа поменялась еще более ощутимо.

Вокруг одни болота с карликовыми и корявыми березками. Дорога петляет по сопкам с большим перепадом высот. Сначала, кажется, что ты где-то глубоко внизу, а через 10 минут ты едешь уже почти в облаках, которые низко висят над землей. Но погода в этот день не очень вредная, и почти нет дождя. Правда, достаточно прохладно, и нам в машине приходится пользоваться печкой.

В какой-то момент горы расступились, и дорога пошла вниз. Немного погодя вдали появился рыбацкий городок Лаксельв, который расположен на берегу Ледовитого океана. Ну что, значит, уже скоро.

Городок мы проскочили очень быстро из-за его малого размера. Суровая красота вокруг, надо Вам сказать. Слева скалы, верхушки который уходят в облака. Справа океан, который при спокойной погоде кажется даже немного дружелюбным. Дорога вьется по берегу, повороты просто головокружительные. Приходится ехать очень осторожно.

И это не из-за опасений, что кто-то вылетит на встречку, потому что здесь все ездят по правилам. А из-за оленей. Они здесь повсюду. И выезжая из поворота, можно угодить в какого-нибудь рогатого. Еще в Рованиеми нам попалась статья про этих животных. Автор очень предостерегал нас, увещевал и просил быть осторожными.

Но больше всего умилила фраза, что если уж Вы сбили оленя, его надо умертвить, но забирать себе нельзя, а надо сдать властям.

Вот так осторожненько, без особых превышений скорости мы двигаемся дальше на север. Периодически открываются прекрасные виды, и иногда мы даже останавливаемся на них поглазеть и пофотографировать себя на их фоне.

Из растительности вокруг только невысокие кусты и мох. Деревьев что-то совсем не наблюдается. На улице холодрыга, которая особенно заметна, когда выходишь из теплой машины. Вдоль дороги начинают появляться каменные пирамидки. Насколько я понял, так местные жители пытаются защищать троллей от солнца.

Пирамидка нужна для того, чтобы в ее тени тролль мог спрятаться, иначе он окаменеет. Традицию подхватили приезжие, и эти пирамидки не строит только ленивый. Мы, надо сказать, оказались очень ленивыми.

автор статьи на фоне указателя

 

пирамидка для тролля

Вдоль дороги начинают появляться огромные сооружения из досок

При ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь сушат треску. Надо сказать, что запах может быть очень специфический. Потом вяленую треску в большинстве своем экспортируют. Отмечу, что эти сушилки можно встретить и на косогорах. Сидишь и думаешь, зачем они в такую даль тащат рыбу сушиться, когда можно и вдоль берега это делать, как остальные.

По пути нам встретилось несколько тоннелей. Самый длинный (почти 7 км) и страшный находится под водой и ведет на остров Магерейя. Чтобы подбодрить проезжающий народ, в тоннеле даже играет местное радио.

Сначала 3,5 км дорога идет резко вниз, потом также резко поднимается наверх. Когда я искал информацию о Нордкапе, многие писали, что проезд по этому тоннелю платный, нас же никто не останавливал и денег не просил. Видимо, в отдельно взятом месте наступает коммунизм.

Через несколько километров мы попадаем в небольшой городок Хоннингсвог. Это отправная точка для всех приезжающих на мыс Нордкап. Именно в этом городке есть заправки, хостелы и отели, магазины и кафешки. До мыса остается добрых 35-40 км, но дальше только тундра и пустота вокруг.

Уже поздно, и мы — уставшие, начинаем кататься вокруг в поисках жилья. В результате маркетингового исследования выяснили, что почти все в округе занято приезжими туристами. Свободных номеров или домиков очень мало.

Либо остались жутко дорогие варианты. Кстати, многие местные тоже сдают комнаты приезжим, но ценник от этого гуманней не становится. Свой выбор остановили на хостеле, оказалось, что это заведение из обширной европейской сети, и у Сашки даже была членская карточка.

Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что карта просрочена, и со скидкой мы обломались. За приблизительно те же 100 евро получаем двухместную комнату с раковиной, туалет и душ на этаже. Мда, Норвегия – дорогая страна.

Вспоминаем свой коттедж в Рованиеми. И даже водопадик за окном хостела не может исправить ситуацию. Идем пить чай в местную столовку, где разговорились с поляком, который неплохо разумеет по-русски. Рассказал нам, что давно тут уже работает.

Вокруг полярный день, мы пытаемся уснуть. Это удается только после того, как мы наглухо зашторили окно, прямо под которым паслись ставшие уже привычными олени.

Разница во времени России и Норвегии – 2 часа

Поэтому вскакиваем рано, завтракаем и выдвигаемся на мыс Нордкап. Дорога, извиваясь, постепенно поднимается вверх. И в один прекрасный момент мы въезжаем в облака. Никогда не думал, что они могут так низко висеть над землей. Продвигаемся, крадучись. Включены все противотуманки. Кажется, что само время замедлило свой ход и течет вязко и лениво. Иногда попадаются встречные, но очень мало.

Вскоре на дороге возникает какой-то домик. Оказывается, мы уже на месте, а это въезд на территорию туристического центра мыса Нордкап в Норвегии. В тягучем молоке передвигаемся по стоянке, паркуемся и выходим из машины. Мама дорогая! Какой холод!

Но мы готовились. Из сумок достаются теплые куртки, которые пришлось застегнуть на все молнии и пуговицы. Ветрено и до сих пор ничего не видно. В душе борются два чувства – победы и разочарования. Победы – что наконец-то осилили, смогли, доехали. Разочарования – от того, что вообще ничего не видно из-за этого тумана.

Радует, что часть туристического центра открыта уже с 7 утра. Можно зайти внутрь и погреться. Как потом выяснилось, центр целиком начинает работать с 11 утра. Именно тогда открываются все магазинчики, экспозиции, начинает работать местный кинотеатр, и начинают брать плату за въезд на территорию центра. А это по 1500 рублей с человека. Для туриста все просто: приехал рано – сэкономил. Во всяком случае, у нас никто никаких входных билетом не требовал.

Пока туман не рассеялся, пошли бродить по туристическому центру. Масштаб впечатляет. Один этаж над землей, и несколько этажей под землей. Вернее, этажи ниже первого сделаны в гранитной скале. Строителям пришлось постараться.

На нижних этажах находятся различные выставки. Это и экспозиция, посвященная местным птицам, которые во множестве гнездятся летом на скалах. Даже есть специальная экскурсия на птичьи базары. Это и огромный стенд, посвященный Второй Мировой.

Именно тогда мимо Нордкапа ходили конвои в Мурманск и Архангельск, а в северных морях разыгрывались нешуточные сражения.

Есть экспозиции, связанные с историей Нордкапа и известными личностями, которые его посетили. В 1907 году здесь побывал даже король Таиланда. Есть небольшая часовенка для страждущих. Впечатлил местный кинотеатр, где крутят снятый Норвежским Институтом Кинематографии фильм о Нордкапе. Съемки очень масштабны и затрагивают все нюансы жизни и все времена года в этом месте.

Для тех, кому интересно обозреть окрестности, по этому адресу можно подключиться к веб-камере Нордкапа, расположенной на крыше центра: http://nordkapp.livecam360.com/

Автор статьи про Нордкап, Дмитрий Комолов

Будучи в Нордкапе вспоминаешь про Мурманск

Пока изучали центр и грелись, ветер разогнал туман, мешавший осмотреть все вокруг

И вот тут-то нашем взгляду открылась величественная красота этого места. Пришло понимание, что я не зря стремился сюда, что это моя красота, и я могу созерцать ее сколько угодно долго. И даже толпа, которая фотографируется у железного глобуса – символа Нордкапа, не может помешать.

Железный глобус — символ мыса Нордкап

Мыс Нордкап в Норвегии

Рядом с центром находится памятник, у которого очень интересная история. Еще в 1988 году году семеро детей из СССР, США, Танзании, Италии, Японии, Таиланда и Бразилии собрались на Нордкапе, где в течение месяца создали памятник «Дитя мира». Семь огромных, в человеческий рост медальонов символизируют дружбу и единение всех людей планеты, и посвящены Миру на Земле.

памятник на Нордкапе (фото)

Все, галочка поставлена, выдвигаемся обратно, объезжая гуляющих по дороге оленей. Погода устанавливается теплая и ясная, что нехарактерно для данных мест. Озвучиваю зудевшую в голове мысль: «А не искупаться ли нам в Северном Ледовитом?»

Еще на утром приметил нормальный заход, ибо везде камни, и просто так даже спуститься к воде сложно. Сказано – сделано. Тормозим у того самого места. Одеваем плавки, теплые куртки, шлепанцы и делаем заплыв. Лица из проезжающих машин говорили нам, что нас считают сумасшедшими.

Водичка, конечно, прохладная, очень даже бодрит. Но схожее ощущение у меня было в мае, когда я в Испании пытался залезть в море. Поплескавшись, закинули полотенца сохнуть на заднее сидение и двинулись дальше.

Снова тот самый длиннющий тоннель под океаном, на этот раз мы его пролетели одним махом. После обеда день разгулялся, стало очень солнечно. И мы на обратном пути старались впитывать атмосферу этих мест. Запоминали домики, которые казались игрушечными, когда они на другой стороне фьорда. Запоминали окружавшую нас природу – такую суровую и неприветливую, но в то же время невообразимо прекрасную. Запоминали океан, который отражал солнечные лучи.

Бензин был практически на нуле, пришлось немного заправиться в Норвегии по космическим ценам. На АЗС заехала Тойота, водитель пошел расплачиваться. А мы глазели на то, как норвежцы ездят на рыбалку. Удочки здесь очень прочные и длинные, перевозят их снаружи машины, закрепляя с помощью специальных присосок. Очень необычно, если честно!

Заскочили в музей местной народности – саамов. Побродили по территории, посмотрели на постройки, собранные со всей страны. Радует, что люди так бережно относятся к своей истории.

Остаток дня провели в дороге и даже успели вернуться в Финляндию через тот самый мост

Ближе к вечеру нам снова повстречался очень интересный персонаж. В начале статьи я рассказывал про путешествующих велосипедистов. Так вот, по дороге на мыс Нордкап мы обогнали седого, как снег, дедушку. Он упрямо крутил педали своего велика, сзади катилась небольшая тележка с вещами.

Самое необычное было в том, что к тележке был прикреплен маленький флажок, не то Австралии, не то Новой Зеландии. И вот на обратном пути нам этот дедуля повстречался. Прониклись, если честно. И про себя пожелали ему добраться до Нордкапа без приключений.

Вечер близился, и мы решили найти себе ночлег. На этот раз без шика. Насмотрелись, что многие путешественники просто ставят палатки вдоль дороги и не парятся. Ехали в сторону Рованиеми, я смотрел на карту.

Увидели знакомый указатель, адрес этого кемпинга был у нас в бумагах. На всякий пожарный заехали узнать, что там и как. Место понравилось. За установку палатки (у нас была с собой) просили 22 евро, за летний домик – 30. Погода была переменчива в тот день. Возиться с утра с промокшей палаткой в случае пошедшего ночью дождика совершенно не хотелось. Решились на домик. И не пожалели ни разу.

Кемпинг организован очень разумно

Есть расчищенные места под палатку, табличками они все помечены. Чуть подальше разбросаны домики. По сути, это такой сарайчик, где есть свет, а возле крыльца выведен кран с водой. Между домиками есть стоянки для кемперов – домов на колесах.

На каждой такой стояночке тоже есть кран и электрическая розетка. Рядом под навесом место для костра, жечь огонь абы где не позволяется. И еще чуть поодаль хозблок, где расположены душевые, туалеты, кухня и прачечная. Всем этим свободно можно пользоваться. Ну и конечно, есть хорошие дома, где уже внутри свет, душевая и сауна. Стоят такие апартаменты те же 100 евро в сутки.

Кругом лес, в метре от домика растет черника и голубика. Чуть дальше нашли сыроежки и подосиновики. Пожалел, что в такое грибное время я всего лишь проездом. В 50 метра от нашего нового обиталища озеро. Вода чистейшая, конечно, воспользовались случаем еще раз окунуться. Чуть поодаль на берегу стояла банька, из которой периодически выбегали краснющие мужики и, довольно фыркая, заныривали в облака, которые отражались на водной глади.

Придя с озера, поборолись немного с замком на входной двери. Он никак не хотел открываться. Я – инженер, Саша – автомеханик, в машине нашлись инструменты. Через 15 минут все работало как часы. Мы укрылись спальниками и вырубились.

Утром организовали себе завтрак из скудных запасов, которые еще оставались в машине. В закопченном чайнике на плите вскипятили воду. Чай получился вкусным. Сразу после трапезы выезжаем и в обед мы уже в Рованиеми.

Заезжаем на заправку, чтобы пообедать

Если населенный пункт – не откровенная деревня, там можно встретить хорошую АЗС с кафе, магазином, и иногда даже мойкой. В кафе, как правильно, встречается нормальная еда (первое, второе, компот), а в магазине – много полезных мелочей, часто бывают торговые точки типа небольших супермаркетов.

Нормально пообедав, мы уперлись взглядами в карту. Где-то поблизости от Рованиеми на обратном пути должен быть интересный фестиваль. И вдруг Саша предлагает поехать в Хельсинки. А что, время позволяет. Меняем маршрут и через Оулу выезжаем на берег Финского залива.

Дорога немного идет вдоль моря и уходит вглубь страны. Пейзажи достаточно однообразные. Леса, поля, деревни. Снова стало появляться много камер вдоль дорог. Едем спокойно и по правилам. В планах – добраться до Юваскюля. Это большой город, я там был в прошлом году на чемпионате мира по ралли. Решили, что там найдем какой-нибудь кемпинг.

Вечереет, я вбиваю в навигатор адрес. В конце концов умный прибор заводит нас в какой-то жилой массив уже в самом Юваскюля. По адресу оказывается какая-то спортивная школа, на футбольном поле которой мирно пасутся зайцы. Что ж, с экологией здесь все в порядке. Вот только к ночевке мы от этого ближе не стали. Выдвигаемся в сторону Хельсинки. Находим кемпинг у дороги. Но там ни души, свет нигде не горит. Куда податься, чтобы не нажить неприятностей, не понятно. Решаем ехать, пока едется.

Я был целый день за рулем. Занимаю место пассажира, потому что стал засыпать. Машину ведет Сашка. Сразу вырубаюсь, просыпаюсь через какое-то время. Спрашиваю, где мы? Слышу в ответ, что где-то уже почти в Хельсинки. Похоже, я проспал несколько часов. Время где-то 4 утра, мы все едем. Замечаю, что у нас горит лампа резерва топлива. Хм, интересно, а давно? В ответ слышу, что почти 40 км, и заправок по дороге что-то не попадается. А обычный резерв где-то километров на 50. Перспектива обсохнуть на окружной Хельсинки совсем не радует. В навигаторе нахожу ближайшую АЗС, и покружив по жилым кварталам, мы наконец-то к ней выезжаем.

С трудом боремся со сном. Выезжаем с заправки, и паркуемся на ближайшей улице. Через 10 минут мы уже спали. Утром нас разбудил проезжающий автобус. Город начинал жить своей жизнью. Люди спешили на работу. А мы не совсем верили, что совершили такой марш-бросок. Вернулись на ту же заправку, благо там было нормальное кафе и можно было хорошо позавтракать.

Полдня побродили по центру Хельсинки

Посмотрели на Кафедральный Собор и памятник Александру II, побродили по порту, поглазев на различные яхты и красивейший парусник. Вышли к православному Успенскому собору, а оттуда к Рыночной площади, где продается множество всяких сувениров. Рядом с сувенирами купили лоток с огромной голубикой, которую тут же съели. Пошатались по различным магазинам, коих в центре Хельсинки в достатке. Проникшись атмосферой города, выезжаем в сторону границы.

Дорога между столицей Финляндии и пограничным переходом Торфяновка реконструируется. Масштабы впечатляют. Ведутся взрывные работы, очень много хорошей строительной техники, все рабочие в касках и красивой униформе. Все как на картинке.

Саму границу прошли без приключений и въехали в Российскую Федерацию. Не знаю, что меняется после въезда в нашу страну, но соотечественники начинают носиться по дороге как угорелые, выжимая максимум из своих автомобилей. В кюветах лежать грузовики. Вдоль дороги бабы ведрами продают грибы и ягоды. Где-то под Выборгом попали на реконструкцию моста. Работяги в растянутых грязных майках, замызганных шортах и шлепанцах на босу ногу после финских дорожников вызывали тоску. Ну все, кажись, мы на Родине.

К вечеру были в Питере

Отмылись, немного отлежались. И поехали смотреть на развод мостов. Сие действо я видел в первый раз в жизни. Понравилось. В Питере это похоже на какой-то спорт – глазеть на то, как две половинки моста уезжают вверх. Собираются толпы народа, еще по реке на катерах привозят туристов. Все фотографируют и оживленно комментируют происходящее.

На следующий день – прогулка по рекам и каналам, и вечером поезд домой. Да, похоже, эту поездку я никогда не забуду.

И в окончании статьи мои советы тем, кто собрался на мыс Нордкап в Норвегии на машине (основаны на собственном опыте):

1. Хороший навигатор со свежими картами очень полезен. Не поленитесь завести себе такой. Я использую Гармин. Но Вы вольны выбрать то, что подойдет Вам.

2. Запас денег никогда не бывает лишним. Хотя современные автомобили достаточно надежны, лучше быть финансово готовыми к различным форс-мажорам. Хотя на всю поездку я потратил 16-17 тысяч рублей, не считая билетов на поезд, запас я держал при себе на нескольких карточках. Большая часть денег за поездку ушла за бензин. В основном, заправлялись в Финке по 1,65-1,67 евро за литр 95-го.

3. Исправный автомобиль – обязательно проверить перед дорогой.

4. Проложить маршрут и посмотреть, где можно заночевать. Иметь бумаги для предъявления на границе. Толковый сайт по кемпингам http://ru.campingcompass.com/ , ну и про букинг тоже помните.

5. Меняться за рулем через пару часов. Это позволяет размяться и взбодриться. Меньше усталость.

6. Разговаривать друг с другом, это не позволяет засыпать.

7. Иметь сухой паек на случай ночевки в незнакомом месте, помогает хорошо сэкономить.

8. Соблюдать скоростной режим и правила – из-за неоплаченных штрафов могут быть неприятности на границе. Да и лишний раз дискредитировать нас, россиян, не стоит.

9. Иметь на всякий случай палатку и спальники, они занимают мало места. Но позволят при случае сэкономить.

10. Определить для себя приоритет – быстрое передвижение и мало фото, либо наоборот. Если честно, не советовал бы гнать, так, как это делали мы. Просто у нас было очень сильное ограничение по времени.

11. Сотовая связь – иметь достаточно денег на счете в роуминге, либо закупить местные сим-карты, если есть такая необходимость. Очень полезно иметь автомобильное ЗУ и портативный аккумулятор. Неизвестно, когда придется заряжать телефон.

=============

Редакция приключенческого проекта «На Грани» благодарит Дмитрия Комолова (Рязань, Россия) за данную статью.
Фотографии — автора. Орфография, стиль и пунктуация — полностью сохранена.

Другие статьи автора:

Португалия (часть 1).

Португалия (часть 2).

Португалия (часть 3).

Португалия (часть 4).

Вы можете присылать нам свои материалы, мы с удовольствием размещаем хорошие и адекватные статьи сторонних авторов.

Контакты редакции можно найти тут.

Ваш комментарий:

Мы в соц сетях
Facebook Вконтакте Twitter
Google + Youtube RSS
Рубрики блога