Ваш рейтинг статьи:
[Total: 4 Average: 2.5]

Профессия – Моряк. О работе и заработках

Профессия – Моряк. О работе и заработках
Лого ontheedge.ru
31 Июль 2016 Рубрика: Люди

Матросы отродье хамское, но дело своё разумеют. А посему!

Жалование платить, в кабаки пускать, девкам любить.

Пособие из сукна выдавать. Будучи за границей на берег не спущать.

Ибо он умного слова не скажет и драку учинит. Коков и боцманов

держать на шкентеле, дабы они флот не позорили Российский.

Баб и всякую такую утварь на корабль не пущать,

а ежели пущать, то по одной на брата, дабы не было сумятицы.

Изречение Петра I (воспринимать в шутку!)

 

В прошлой публикации мы поговорили о том, с какой целью морские суда бороздят пространство большого театра морей и океанов, какие разные они бывают. Теперь речь о том, что мотивирует людей принять на себя бремя этой непростой профессии и чем они там в море занимаются, в чём заключается их работа, как организован быт и сколько зарабатывают моряки.

girl

3 основных мотивации тех, кто собирается в море

на мой взгляд выглядят так: срубить деньжат, ощутить морскую романтику (это когда вокруг тебя синяя бездна, и ты на маленьком движущемся железном островке жизни постигаешь сущность бытия вдали от цивилизации, предаёшь себя воле природных стихий, встречаешь самые красочные на планете рассветы и закаты…), и конечно посмотреть мир, не имея визы тех стран, которые посещаешь (в большинстве стран моряку, пребывающему в иностранном гос-ве по работе, виза не нужна).

В конечном счёте у большинства моряков, когда они наелись романтикой и путешествиями, остаётся только денежная мотивация. Зато она с годами становится сильней и сильней. Не мудрено, что человек, который привык зарабатывать, скажем 5 000 $ за месяц рейса (а это вполне реальный доход), даже при сильном желании завязать с морями, не пойдёт работать на берег за 1 000 $, что в России является очень достойным заработком. Аппетиты уже другие, и урезать их непросто. Вопрос зарплат я ещё коснусь далее.

Есть, конечно, и другие мотивации у моряков.

Я, например, вижу в этом своё самоутверждение, поскольку считаю эту профессию очень достойной, самой что ни на есть мужской. Хотя и считаю это лишь этапом созревания своей личности. Вообще, я не из тех, кто хочет связать всю жизнь с морем. Да это интересно, да это развивает (моряк обязан практически на протяжении всей карьеры учится, и не только в профессиональном плане развивает эта работа), да это хорошо оплачивается, но на каком-то этапе лучше остановится, потому что жизнь может быстро пролететь мимо.

Всё же, как ни крути, основная жизнь, твои близкие люди, находятся на берегу, а ты лишь пришелец, который, то появляется, то исчезает. Ты живёшь двумя жизнями, но не одновременно, а по очереди. Когда ты в море ты погружён в работу, для тебя реальность судовой жизни становится основной, а твоя береговая жизнь становится смутным воспоминанием, которое более смутное если у тебя нет интернета и прочих каналов связи со своими людьми и информационной средой берега.

my crew

автор статьи и его команда

А когда ты пришёл тебе нужно перестроится от упорядоченной жизни сложившейся за время работы, от рабочего регламентированного времени. Ещё: лет после 30 у людей другие ценности (у кого-то раньше или позже), хочется семейного счастья, иметь свою ячейку в обществе, растить детей, видеть, как растут дети друзей и прочее, что становится сложно реализуемо в рамках такой двойной жизни.

С другой стороны — как посмотреть: ты несколько месяцев работаешь почти без выходных, не видишь близких, но потом ты приходишь и у тебя пара месяцев, когда ты полный хозяин своего времени, у тебя есть средства на то, чтобы это время провести хорошо.

Тем не менее, я полагаю, что изначально большинство идущих в море хотят подзаработать лавэшки, обеспечить себя благами (квартира, машина и т.д.), заработать первоначальный капитал, посмотреть мир, а потом окопаться на берегу, найти себе дело, растить детишек и вкушать радости земной жизни.

И, у каждого моряка есть в жизни точка невозврата,

если пройдя её не завязать, не найти себя на берегу, то будешь ходить в рейсы пока здоровье позволит. Впрочем, это моё видение, есть люди до мозга кости моряки, для которых основная жизнь именно в рейсе. Многие моряки в годах особо и не видят денег своих – покупают машины и шмотки жёнам, квартиры детям, а сами порой даже ходят в чём попало…

Хотя не обязательно что так, кто-то просто любит эту работу, и родным помогает, но и себя не обижает. Есть ребята, которые готовы месяц работать без выходных, лишь бы разок в этот месяц нагрянуть в иностранный порт и хорошенько там покутить, слив за ночь добрую штуку баксов, а то и больше. Потом они приходят домой и быстро тратят накопленные на счёте за время рейса деньги и снова в рейс и так по кругу)

Эту точку невозврата, упомянутую выше, большинство проходят и остаётся моряками. Лет 10 походишь, и уже сложно завязать. Я слышал от многих моряков в возрасте, что тоже так думали – походить в море, получить от этого своё, и найти себя на берегу. Мало у кого это выходит. Да, конечно это не самая плохая участь – всю жизнь ходить в море. Но, повторюсь, и не самая завидная. Тут надо быть или по призванию моряком или просто не иметь способность/желание встроится в береговую жизнь.

denis i rabota

где-то в Норвегии

Это было лирическое отступление, теперь ближе к делу.

То, чем моряк занимается на судне, прежде всего зависит от его должности.

От этого же зависит его зарплата. Также, в зависимости от типа судна и требований компании могут различаться обязанности в рамках одной и той же должности. Тут много частностей. Я опишу в общих чертах уклад на грузовом судне, так как сам работаю на этом флоте.

Главное лицо любого судна – капитан

Он ведёт общее управление и подчиняется судовладельцу. По сути он является представителем хозяина судна на борту, и его задача чтобы судно работало так, как этого требует компания-судовладелец. Он отвечает за всё, даже за то, что не совсем в его компетенции. Это не столько тяжёлая работа, сколько ответственная. Но и не лёгкая конечно, тут нужно обладать огромным набором знаний, предвидеть какие проблемы могут возникнуть и пути к их избеганию.

Капитаном может стать только тот, кто прежде работал штурманом или, как правильно называется эта должность – помощником капитана (по-английски – mate или officer). Он должен уметь всё, что надлежит уметь штурману, при этом разбираться в механических системах судна, коммерческих вопросах и т.д. За такую большую ответственность он и получает свои деньги. Обычно это от 7 000 $ за месяц в рейсе. Но на больших судах, особенно танкерах, либо в офшоре может достигать и 15-17 000 $.

Разброс зарплат в море очень большой. И чем выше зарплата, тем больше требований и сложностей.

Стоит сказать, что для того чтобы устроиться, ты должен пройти кучу курсов, которые стоят немало. И чем выше твоя должность, чем круче судно, тем больше корочек ты должен иметь. Плюс знание английского языка – без него сейчас почти нереально устроится в хорошее место.

norway

еще немного Норвегии

Идём дальше

Помогают капитану управлять судном штурманы (помощники капитана).

Их количество зависит от размеров и типа судна. На маленьких судах вообще может быть один – старший помощник (старпом). Но, в основном есть и второй помощник. На судах побольше есть ещё и третий помощник. Тогда капитан не стоит вахту. Ходовая навигационная вахта – это одна из основных деятельностей офицерского состава, в который входят капитан и его помощники (механики тоже входят в оф.состав, но к ходовой вахте не имеют отношения).

Заключается вахта в том, чтобы вести наблюдение за движением судна – оно должно следовать согласно проложенному маршруту, не допускать опасного сближения с другими судами, следить за обстановкой в море, погодой. Тот, кто стоит на вахте, отвечает за процессы, происходящие на судне, должен быть в курсе того, какие работы происходят, какие могут быть опасности, и должен быть наготове чтобы предпринять меры. В случае опасных ситуации информирует капитана и весь экипаж. Это общая обязанность штурманов. Несётся вахта по очереди, как правило 4 часа через 8. Это на ходу, а в порту несутся стояночные вахты. Тогда вахтенный помощник следит за погрузкой или выгрузкой.

Итак, от общих обязанностей помощников капитана перейдём к персональным.

Старпом, по сути правая рука капитана. Он делает основную работу, и непосредственно управляет палубной командой. В его обязанностях управлять погрузкой и разгрузкой, он отвечает за работу механизмов на палубе, организовывает работу, отвечает за противопожарное и спасательное оборудование (в зависимости от правил компании, где-то этим оборудованием занимается второй помощник). Старпом отчасти завхоз))

in gent

Зарплата у старпома начинается где-то с 4 000 $, но тоже может быть значительно выше. Стоит сказать, что зачастую высокие зарплаты сопряжены с высоким риском для здоровья. На химовозах очень большие зарплаты, но нет гарантии что после рейса ты не облысеешь, или не упадёт зрение.

В обязанности второго помощника входит навигация

Он следит за тем, чтобы карты и навигационные пособия, имеющиеся на судне, были актуальными. Для этого он получает специальные издания с корректурой и вносит изменения на картах и в пособиях. Также он прокладывает маршрут, и, если капитан его утверждает, судно в дальнейшем ему следует. Он получает сводки погоды, следит за исправностью радиооборудования, а также помогает старпому. На голландском флоте распространено, что второй отвечает за смазку механизмов на палубе.

Если на судне есть третий помощник, то, помимо вахты, на него делятся некоторые обязанности других помощников. Это, как правило, на судах побольше, где у каждого большое заведование. Ещё среди общих обязанностей штурманов швартовка к берегу и постановка на якорь. Капитан управляет этим процессом с мостика, а они непосредственно на местах швартовки или отдачи якоря исполняют его приказы и докладывают обстановку. Оплачивается труд помощников тоже весьма достойно, в основном зарплаты начинаются от 2 500$ за месяц рейса и выше.

Сердце судна – машинное отделение

Там располагается главный двигатель, который приводит в движение судно, и прочие механизмы которые обеспечивают работу судовых систем. За тем чтобы всё исправно работало следят механики (англ. Engineers). Их количество определяется размером и степенью автоматизации судна. На судах с высокой автоматизацией вахта в машинном отделении не несётся, и в случае неисправности прямо в каюту механика поступает сигнал, получив который, он идёт и решает проблему. В противном случае, в машине, также, как и на навигационном мостике, несётся вахта.

Русский фотографирующийся с Бразильцами на фоне Ирландского фонтана - хорошая иллюстрация нашего космополитичного времени)

Русский фотографирующийся с Бразильцами на фоне Ирландского фонтана — хорошая иллюстрация нашего космополитичного времени)

На небольших автоматизированных судах бывает, что присутствует только старший механик (стармех)

Он выполняет всю работу по машине. Но на больших судах есть ещё второй и третий механик, а порой и четвёртый. Тогда обязанности между ними делятся также, как и между помощниками капитана, только по механической части в машине. Раньше на большинстве судов был электромеханик, но теперь эта должность встречается всё реже, и его обязанности делятся между механиками.

Также может присутствовать рефмеханик, если тип судна – рефрижератор. Зарплаты здесь примерно такие же, как и у штурманов, порой выше. Стармех зарабатывает несколько меньше капитана, но бывает даже так, что и больше, например, на некоторых танкерах.

Описанные выше должности относятся к командному составу

Рядовой состав делится на палубную команду (боцман, матросы, палубные кадеты) и машинную (мотористы, вайперы, машинные кадеты). Палубные выполняют, как это понятно из определения, работу по палубе – уход за палубными механизмами, корпусом судна (отбивают ржавчину, красят). В общем, следят за тем, чтобы всё работало, крутилось и вертелось, их работой управляет старпом. После выгрузки зачищают трюма, участвуют в швартовке и постановке на якорь. А рядовой состав машинного отделения, выполняет черновую работу там, в кооперации с механиками. Рядовой состав, как правило, зарабатывает в пределах 1800—2500 $

Также на судне присутствует повар – самая особенная должность, он кроме как в приготовлении пищи больше ни в чём особо не участвует. Также на судах, где экипажи побольше, присутствует стюард – по сути, помощник повара. Это единственная должность, в которой на грузовом судне можно встретить женщину. Но и это не часто.

1111

Работа и быт на судне строится вот как:

капитан и/или его помощники в море несут вахту на мостике 4 часа через 8, а также выходят на 1-2 часа выполнять работу по своему заведованию; в порту несётся грузовая вахта 6 через 6;

механики несут вахту в машинном отделении, но это уже редкость, так как суда автоматизированы. Поэтому, в основном, они работают на рабочем дне с 8 до 17, а после 17 назначается вахтенный, который в случае сбоя какого-либо механизма вызывается для его устранения специальной сигнализацией, срабатывающей в его каюте;

прочие должности не несущие вахты в море находятся на рабочем дне с 8 до 17; матросы в порту стоят вахту у трапа 4 через 8.

В свободное время большинство моряков разбредаются по каютам и примыкают к своим ноутбукам, просматривая фильмы. Кто-то занимается спортом. Пьянок сейчас уже почти не устраивают, во многих компаниях строгая алкогольная политика. Впрочем, если выдаётся хорошая стоянка в порту, то там уже от этой политики не грешно отступить в пределах разумного))

К сожалению, в наше время, не часто случается хорошо постоять в порту

Судоходство – большой и серьёзный бизнес, а время – деньги. Поэтому суда стараются погрузить и разгрузить максимально быстро, а об отдыхе экипажа не думает никто. Однако, если всё же получится выйти в город, мало какой моряк упустит шанс интересно провести время)) На судне развлечений не так много, помимо просмотра фильмов, чтения книг и компьютерных игр. Кое-где бывают теннисные столы, бассейны, сауны, но это всё реже, суда строятся не с тем, чтобы обеспечить комфорт экипажа, а с тем, чтобы взять больше груза. Хотя сейчас на многих судах есть телевизоры и спутниковое тв, и даже интернет.

Повторюсь, что описанный мной здесь расклад работы актуален для грузового судна среднего и больше среднего размера.

Экипаж больше 20-25 человек на транспортах редко встретишь. Например, я работаю на небольшом сухогрузе; у нас вообще экипаж 7 человек (капитан, старпом, 2-й помощник, стармех, повар, 2 матроса). У нас — не до досуга. Переход из порта в порт 2-3 дня, затем 1-2 дня погрузка, выходные — редкость.

Всё свободное время уходит на отдых, хотя я в ущерб сну всегда использую своё время на посещение города. Бывают и ещё меньше экипажи. Особенно у голландских и немецких судовладельцев. С 90-х годов на западе (а основная часть наших моряков работают в европейских компаниях) идёт тенденция к уменьшению экипажа, функции сокращённых должностей распределяются между оставшимися.

Также всё больше и больше на работу берут филиппинцев и прочих азиатов – им нужно меньше платить, они неприхотливы и готовы работать в рейсе по 7-8 месяцев, на что наши не пойдут, плюс у них меньше проблем с алкоголем. Поэтому сейчас нашему рядовому составу сложно устроится в иностранную контору. Штурманам и механикам пока что проще, за счёт того, что они значительно квалифицированней азиатов.

Echauguette

Вкратце о работе на не грузовых судах

Если взять рабочий уклад рыболовного судна, то он будет сильно отличаться от грузового. Там значительно больше человек в экипаже. Они разделены на команды :

  • добычи(те, кто оперирует сетями или тралом) ,
  • обработки (сортируют рыбу) ,
  • упаковки и пр.,
  • также там присутствуют должности характерные для работы на рыбе (технологи, рефмеханики, тралмастеры…).

В основном они работают по вахтам 4 через 8, и плюс выходят на подвахту на 2 часа в день. О заработках на рыбаках знаю, что они могут быть больше, а могут и меньше чем на грузовых судах. Если на сухогрузах фиксированная зарплата, то там всё зависит от улова. Но в основном больше на грузовых, плюс работа проще и интересней.

На офшорных судах помимо обычных морских должностей тоже есть специальные характерные для данного типа судна. Там 12-часовой рабочий день, как правило, 6 через 6. Эти суда, как и рыбаки, редко бывают в порту. В офшоре самые большие зарплаты. Там матрос может зарабатывать 2500$ и более. А командный состав до 15-17 000 $ за месяц рейса.

Но туда попасть совсем не просто, помимо обычных морских курсов, надо проходить ещё специальные, которые стоят немало, и конкуренция велика. Впрочем, из грузовых судов на танкерах, перевозящих токсичные грузы, можно заработать как в офшоре, но связано это с большим риском для здоровья.

britain again

Если выделять плюсы и минусы работы моряком, я бы сделал это следующим образом:

(+):

  • хорошие зарплаты и возможность копить (пока ты в море ты можешь практически не тратить деньги, компания будет отправлять их на твой счёт, и придя с рейса у тебя накопится неплохая сумма);
  • возможность посмотреть мир, побывать в местах, где едва бы оказался иначе, чем как на судне;
  • свободное время, которое ты имеешь в море, и когда тебя никто не отвлекает, ты можешь посвятить изучению чего-либо, чтению полезных книг, саморазвитию;
  • отработав несколько месяцев, ты приходишь домой и можешь несколько месяцев не работать.

(-):

  • работа в сложных, неблагоприятных условиях (ограниченное пространство; нахождение в сильном магнитном поле, создаваемом тоннами железа; качка; порой сложная психологическая обстановка);
  • ненормированный график работы (порой в виду разных обстоятельств тебе приходится выходить на работу во время, когда у тебя должен быть отдых, ты по сути постоянно на работе);
  • разлука с близкими людьми, друзьями.

Резюмируя первые две публикации о море,

отмечу, что данная тема очень широка и для того, чтобы охватить её максимально во всех тонкостях понадобится не менее 10 публикаций. Но это не соответствует целям морской линии приключенческого проекта «На Грани», основная задумка состоит в повествовании именно ситуаций с которыми сталкивается моряк, и прежде всего опыта посещения других стран. Всё это ожидает вас в ближайшем будущем.

А пока же я надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах обозначить грани морской жизни в перспективе работы; дать понятие о том, что работа и заработок там могут быть довольно разными в зависимости от того на каком типе судна, работает человек, в какой должности и в какой компании. Есть и другие факторы. Море для каждого разное.

britain

Тема открыта для обсуждения, вопросы в комментариях приветствуются))

В скором времени вас ожидает первая публикация о приключенческой стороне жизни моряка с конкретным примером о ночном похождении в испанском порту. До встречи!!!

Текст — Денис Корделюк, специально для приключенческого проекта «На Грани»

Другие статьи автора:

Узнавайте О Новых Статьях По Почте

Комментарии к записи "Профессия – Моряк. О работе и заработках" есть 1 комментарий
  1. Татьяна :

    Дмитрий, очень понравилась морская тема, и подробности из жизни моряков. Знакомых никого нет с этой профессией.

    Ответить
Ваш комментарий:

Мы в соц сетях
Facebook Вконтакте Twitter
Google + Youtube RSS
Рубрики блога
Это интересно

Профессия – Моряк. О работе и заработках